Дом Вейнера

В 1892 году Борис Гиршович, известный в Петербурге зодчий, работавший над проектами доходных домов в духе эклектики и модерна, приступил к работе над строительством очередного архитектурного шедевра: собственного дома семьи Вейнер. Глава семейства Пётр Вейнер к тому времени уже успел стать успешным промышленником, общественным деятелем и меценатом, однако, будучи ещё студентом, был замечен в волнениях 1861 года и заключён в Петропавловскую крепость, откуда его, впрочем, быстро выпустили, и даже разрешили остаться жить в Петербурге. 

Вот для этого человека с интересным прошлым Гиршович и построил пятиэтажный дом, первый этаж которого по своему декору напоминает стиль флорентийских палаццо. Некоторые из балконов, выходящих на улицу, поддерживаются живописными атлантами, а над окнами второго этажа можно заметить маскароны — мужские головы, вытесанные из мрамора. Кроме того, фасады этого одновременно скромного и роскошного дома украшают львиные головы и две пары грифонов, которых можно увидеть под карнизом южного фасада. Изящная башенка, венчающая угловой эркер, украшена флюгером с датой постройки и логически завершает созданный Гиршовичем дом. 

Особого внимания заслуживает и парадная лестница. Подняв голову, можно увидеть прямо-таки невероятную лепнину, которая украшает буквально всё пространство. И если с высоты за посетителями наблюдают купидоны, то с перил взирают огнедышащие драконы. 

До начала Первой мировой войны в доме жили обеспеченные горожане, владевшие здесь удобными и сделанными по последнему слову моды квартирами, а с 1914 года хозяйка дома (сам Пётр Вейнер к тому времени уже 11 лет как умер), содержала в здании лазарет. После революции, по славной большевистской традиции, дом был расселён, многие из его обитателей эмигрировали, а квартиры были заняты уже совершенно другими людьми — ленинградцами, а не петербуржцами, которые теперь учились жить заново, с оглядкой на новый политический строй. 

Сейчас на фасаде здания висит мемориальная табличка: «В этом доме жил с 1894 по 1925 год историк, искусствовед, директор Музея старого Петербурга Пётр Петрович Вейнер». Однако горожане считают, что напомнить стоит и о том, что с 1906-го до осени 1908 года под крышей дома Вейнера жил непревзойдённый мастер слова и обладатель искусного стиля писатель Владимир Набоков с родителями. Есть мнение, что именно дом Вейнера стал «домом тёти» в «Защите Лужина».

  •    2 902
avatar