Обзоры

Надо знать: В июле 1931 года над Ленинградом пролетел «Граф Цеппелин» — то ли шпионский, то ли исследовательский аппарат из Германии

Мода на дирижабли в 20-х годах прошлого века охватила всю Европу. В 1931 году один из самых современных и технологически совершенных аппаратов в мире отправился в Арктику через территорию СССР — власти нашей страны дали согласие, ожидая получить ценные кино- и фотодокументы. Однако на обратном пути члены экспедиции отказались совершать посадку в Ленинграде, а после прибытия в Берлин объявили, что все полученные материалы странным образом «потеряны».

История дирижабля «Граф Цеппелин» насчитывает почти 600 полётов, во время которых он перевёз 13 тысяч пассажиров. Созданный в 1929 году, «Граф Цеппелин» эксплуатировался девять лет и считался одним из самых современных и совершенных летательных аппаратов. Интересно, что до арктической экспедиции немец уже пролетал над территорией СССР: в 1929 году, сразу после строительства, он отправился в кругосветное путешествие, в ходе которого провёл в небе над Союзом 101 час 49 минут.

В 1931 году власти СССР вновь дали согласие пропустить немецкий аппарат. 25 июля гигант прилетел в Ленинград и приземлился на Комендантском аэродроме, чтобы пополнить запасы горючего и питьевой воды. С 26 по 30 июля дирижабль пролетел над значительной частью советской Арктики, проведя при этом подробную фотосъёмку.

По условиям договора между СССР и Германией, на обратном пути «Граф Цеппелин» также должен был приземлиться в Ленинграде и выгрузить ценные материалы, собранные в ходе экспедиции. Однако капитан дирижабля отказался от посадки, сославшись на неблагоприятные погодные условия, и направился прямиком в Берлин.

Стоит уточнить, что в экспедиции участвовали 46 учёных со всего мира, в том числе 4 представителя СССР. После прибытия дирижабля в Германию немецкая сторона объявила, что все плёнки были засвечены из-за непрофессионализма одного из техников. Власти страны официально принесли Советскому Союзу извинения, однако такое оправдание было похоже на классическую фразу «тетрадку съела собака».

Дирижабль «Граф Цеппелин» вывели из эксплуатации в 1937 году, сразу после гибели другого аппарата, знаменитого «Гинденбурга». Власти признали, что водород пожароопасен и не подходит для пассажирских перевозок. Впрочем, «Граф Цеппелин» всё же поднимался в небо ещё несколько раз — в основном в пропагандистских целях, чтобы покрасоваться с огромной свастикой в небе над Берлином.

Фото: porebrik.d3.ru

  •    2 711
avatar
Интересные обзоры