14 лайфхаков для тех, кто хочет получить права в ближайшее время и уверенно водить автомобиль
Команда автошколы «Балтик Стар» поделилась с «Фиестой» простыми, но важными лайфхаками для будущих и уже действующих водителей. Среди них — как выбрать эффективные курсы, почему дистанционка — даже лучше обучения в классе, от какого инструктора нужно бежать без оглядки, как вести себя на экзамене в ГАИ, нужно ли справляться со страхом при вождении, почему стоит успеть получить права в самое ближайшее время и не только.


История автошколы «Балтик Стар» в Северной столице берет начало с далекого 1998 года. Как у любого бизнеса, были моменты взлетов и падений, вплоть до угрозы закрытия. Приходилось доказывать, что «Балтик Стар» в Петербурге имеет место быть.
«Когда директор в первый раз пришел в ГАИ, столкнулся с жестким отношением к автошколам — в то время, в принципе, открыть новую было невозможно. Были настолько жесткие проверки, что подобным компаниям поголовно не давали заключений — то стендов информационных мало, то с первой парты не видно плакатов, которые висят позади класса. Учесть все требования, доходящие до маразма, — задача невыполнимая. Но мы старались: стояли в очереди на подачу документов с 8:15 до 20:30, стучались во все двери, — в конечном итоге, "Балтик Стар" стала узнаваемой инспекторами и отношение к ней поменялось. Как, впрочем, поменялись и времена. С 90-х на рынке автошкол выжили единицы. Мы — в том числе».
Лайфхак 1, банальный: Никогда не сдаваться, даже если сначала не получается. Главное — упорство, терпение и труд.

«В 90-е годы у редкого человека был автомобиль, но владеть им хотел практически каждый. Наконец, спустя несколько лет такая возможность у жителей страны появилась. Что интересно, первые группы из 30 человек состояли исключительно из мужчин, через некоторое время стали подтягиваться женщины. И теперь в автошколу приходят в основном представительницы прекрасной половины человечества. Это объяснимо: они — потребители сразу, т.е. куда чаще пользуются авто, чем мужчины».
Лайфхак 2, для женщин: Овладеть умением уверенно водить собственную «красненькую» («беленькую», «черненькую», «серенькую» или любую другую) — дело двух месяцев. Медлить с получением прав из-за страха оказаться за рулем хуже мужчины нет необходимости.

«В Петербурге много непорядочных школ. Понятно, что человек выбирает место обучения по удобству расположения — к дому, работе, по стоимости. Все же необходимо проверить информацию о стаже школы на рынке, изучить сайт, а на месте — сертификаты и лицензии. Дело в том, что большинство молодых организаций коммерциализированные, их интересует только прибыль. Да, может, цена на обучение у них будет на пару-тройку тысяч ниже, чем в "Балтик Стар", но от того хромает качество. Мы, поскольку существуем уже не один десяток лет, "старой закалки": у всех петербургских автошкол-старичков была святая идеология — научить, и только во вторую очередь — заработать на этом».
Лайфхак 3, экономящий время и нервы: Обязательно изучить лицензии, заключение ГАИ, программу обучения, расписание на стендах, почитать отзывы. Если новая атошкола внезапно закрылась — обязательства перед учениками аннулируются. Вы потеряете и деньги, и время. Плюс ко всему, если вы вдруг потеряли документы об обучении, то и восстановить их можно через автошколу. Через закрытую, увы, никак нет.

В «Балтик Стар», к примеру, в этом плане все довольно прозрачно. Кроме стажа в 20 лет и положительных оценок тысяч автолюбителей, у школы — пять филиалов на разных ветках метрополитена (если кого-то интересует расположение). Предусмотрены программы индивидуального, дистанционного обучения, а также курсы профессионального вождения.
«Есть некий процент людей, с содроганием вспоминающих школу и уроки, когда тянешь руку или, наоборот, сидишь по 40 минут как на иголках в надежде, что тебя не спросят и тебе не придется краснеть перед одноклассниками. Эдакие социофобы. У нас, конечно, нет оценок или вызова к доске. Но некоторым действительно некомфортно заниматься в классах даже по 15 человек. Чтобы решить эту проблему, в "Балтик Стар" разработали индивидуальное обучение. Например, можно встретиться с преподавателем в кафе, за отдаленным столиком, чашкой кофе, в удобное для вас время и место и постигать азы вождения. Существуют ревнивые мужья, которые не пускают своих жен на обучение из-за того, что инструктор — мужчина. И эта проблема тоже решаема: мы подберем инструктора-женщину, в мастерстве ничем не уступающую инструктору мужского пола».
Лайфхак 4, про муки выбора: Любой вопрос можно решить: хорошая автошкола подберет максимально выгодные и удобные условия обучения для каждого обратившегося. Даже если вы — ревнивый муж. Или жена. Даже если вам за 50 или только исполнилось 18. Если условия не подходят, всегда можно выбрать другое место.

«Большинство мечутся между дистанционным обучением или занятиями в классе. На самом деле особой разницы нет. Кому-то удобно приезжать в классы и слушать преподавателя, задавая по ходу урока теории наводящие вопросы. Кому-то не хочется после работы идти на двухчасовое занятие (плюс дорога), когда ты устал и плохо воспринимаешь информацию, есть хочешь, наконец. Дистанционка — прекрасное решение. Не стоит думать, что если выбрали эту программу, вас оставят один на один с компьютером и не будут участвовать в обучении. Напротив. В "Балтик Стар" вам дадут доступ к материалам, вы будете заниматься тогда, когда вам удобно и столько, сколько удобно — полчаса, час, два. Если возникают какие-то вопросы, то в рамках программы есть несколько посещений классов, где преподаватель обсуждает спорные моменты с каждым, разъясняет».
Лайфхак 5, программный: Дистанционное обучение — альтернатива для современного жителя мегаполиса. Вы включаете компьютер тогда, когда готовы воспринимать информацию — и так она, возможно, даже усвоится лучше. В «Балтик Стар» программа дистанционки стоит 18 800 рублей.

«Если с теорией все ясно, то с вождением дела сложнее. Многое зависит от инструктора. "Балтик Стар" — мощная команда профессионалов, влюбленных в свое дело. Если есть сложный ученик — например, бабуля, а пожилых обучать непросто — мы собираем консилиум. Создаем индивидуальную методику для человека. Если откровенно плохо дается вождение — мы все вместе придумываем, как это решить. Советуем брать дополнительные уроки — и ученики сами чувствуют, что это не вымогательство денег, а забота и нужная мера. Важна, помимо всего прочего, личная взаимосвязь между инструктором и будущим водителем. Инструктор должен быть "свой": кому-то надо, чтоб на него повышали голос, кому-то — юмор, кому-то — спокойный командир рядом. Бывают несовпадения по характерам, тогда мы можем заменить инструктора на комфортного вам. Ну и ему соответственно. Нормальная практика, только зачастую ученики почему-то стесняются просить об этом».
Лайфхак 6, инструкторский: Если на практических уроках вы испытываете дискомфорт в общении и взаимопонимании с инструктором — его нужно срочно менять. Вам просто не захочется продолжать учиться, да и удовольствия никакого.

«У людей разных возрастов и пола, а также темперамента, есть отличия в обучении. Флегматика и холерика надо обучать по-разному. Поэтому инструкторы — еще и психологи. Конечно, самый главный вопрос у начинающих водителей: как преодолеть страх? Доверьтесь инструктору и будьте внимательны. Инструктор будет видеть все ваши ошибки и подсказывать, направлять в тех ситуациях, когда вас охватывает паника. Как бы хорошо вы ни учились, учеба и реальное вождение — это не одно и то же. Универсальных секретов борьбы со страхом нет — он уходит с опытом».
Лайфхак 7, страхопобедительный: Если занятия приносят удовольствие, страх рассеивается сам собой. И обязательно проходит с опытом. Слушайте инструктора: он — грамотный психолог. Но! Если инструктор постоянно разговаривает по телефону, смотрит фильмы, ездит по своим делам с вами за рулем, не проявляет должного внимания, находится в состоянии опьянения (да, такое бывает тоже!) — значит, пора сказать ему «прощай». С таким вы точно со страхом не справитесь.

«Кстати, частные инструкторы — самый плохой вариант для обучения. Во-первых, у них нет лицензий. Обучаться вождению у такого человека — риск. Где гарантия, что он через пять занятий не пропадет, взяв предоплату? К тому же, те, кто дает частные уроки, не имеют права вести образовательную деятельность. Более того, у них скорее всего машина не оборудована для этого (в авто инструктора на месте пассажира тоже есть педали). Если в школе можно пожаловаться администратору на инструктора — когда он, допустим, не приехал на урок — то на дисциплину частника вы вряд ли сможете повлиять».
Лайфхак 8, частный: Не учиться у частников. Точка.

«Половина считает, что постигать вождение надо летом, другая половина — зимой. Разницы нет никакой. В начале пути ты учишься замечать знаки, распознавать их, работать с педалями и рулем. А вот уже при достижении определенного момента (он настает у каждого начинающего водителя рано или поздно) — это когда тебя "отпустило" и ты уверенно себя чувствуешь на дороге — тогда время года играет роль. Не зря говорят, что зимой, когда сложные погодные условия, навыки оттачиваются лучше. Езда по неровностям закаляет. Летом Петербург "плоский", что касается дорог. Хотя стоит отметить, что при этом наши инструкторы всегда выискивают моменты, чтобы ученик сталкивался с преградами и умел их преодолевать».
Лайфхак 9, сезонный: Идти в автошколу можно хоть в ноябре, хоть в мае. Оттачивать навыки вождения предпочтительно зимой.

«Про экзамен в ГАИ. Сдать его возможно, инспекторы в общем и целом объективны. Главное понимать, что если вы не сдали с первого раза — ничего страшного. Теорию возможно одолеть только зубрежкой. Не под силу это только лентяям. Практика — тут надо просто собраться и хладнокровно подойти к процессу. Для поддержки инструкторы "Балтик Стар" тоже присутствуют (при вашем желании), с утра и до вечера сопровождая будущего автолюбителя, а на самом экзамене — сидят на заднем сидении. Этот моральный момент для ученика становится решающим — сдавать намного легче».
Лайфхак 10, экзаменационный: Процент сдачи у учеников «Балтик Стар» очень высокий. Опыт сотрудников показывает, что если три раза проштудировать учебник — около 90% вероятности, что экзамен вы сдадите. Если два раза — то около 50%. Так что не пренебрегайте книгами! Читайте. А еще на сдачу практики с инспектором в холодное время года необходимо одеться тепло и обуть удобную обувь (да-да, не все об этом задумываются).

«Кстати, иногда недобросовестная автошкола не выдает ученику документы — чтобы он шел сдавать экзамен в ГАИ исключительно с автошколой. Каждый имеет право идти на сдачу один. Привязка ученика к школе — только до экзамена. Дальше вы — вольная птица».
Лайфхак 11, ненавязчивый: Если автошкола требует сдачи экзамена только через них и при отказе не выдает вам документы о прохождении аттестации — это незаконно. Отстаивайте свои права.

«В первое время после сдачи все боятся водить. Те, кто якобы не боятся — не боятся до первого ДТП. Страх — это нормально, с этим чувством ты едешь лучше. Вождение — это всегда риск. Но акцентироваться на страхе не стоит, он перерастет в фобию. Не нужно этого допускать. Необходимо просто быть внимательным и осторожным, ездить по правилам. Особенно зимой. Пошел снег, дождь — а ты не понимаешь, почему машина скользит, когда на тормоз жмешь. А если поломка?.. Почему-то многие пренебрегают техническим обслуживанием автомобиля — советуем заниматься этим регулярно. И вовремя менять резину».
Лайфхак 12, технический: Регулярно проходить техническое обслуживание автомобиля и менять резину по сезону.

«На данный момент обучение вождению считается доступным. В "Балтик Стар", например, курсы категории "B" стоят от 24 000 рублей. Практические занятия проводятся на иномарках не старше пяти лет, у школы имеется свой автопарк. В ближайшее время (по прогнозам, уже со следующего года) стоимость курсов в России резко поднимется, причем ощутимо (до 80 000 рублей). Одна из причин — ужесточение выдачи прав, вплоть до увеличения сроков программ — в общем, не будет скоро этих 2,5 месяцев. Так что лучше не тянуть: права выдаются раз и на всю жизнь, а полезные навыки, безусловно, пригодятся если не сейчас, то в будущем».
Лайфхак 13, временный: Желательно начинать обучение в самое ближайшее время (как говорится, «уже вчера»). Чтобы не приходилось отдавать за курсы несколько своих зарплат. Кстати, с 2020 года уже произойдут кое-какие изменения: ощутимо подорожает медицинская справка для водителей, условия ее получения тоже будут ужесточены.

В советское время первый вопрос назначенного тебе инструктора, когда ты садился на водительское сидение, звучал так: «Чего ты хочешь — научиться ездить или получить права?». В наши дни эти два понятия абсолютно взаимосвязаны. Команда «Балтик Стар» поможет и с первым, и со вторым. Пробное занятие бесплатное — оценить уровень преподавателей получится уже на первом уроке.
Лайфхак 14, заключительный: По вопросам обучения в «Балтик Стар» можно обращаться по телефону: +7 (812) 490-75-75.