Обзоры

Как работают профи: мастерская обуви ручной работы

В век, когда балом правит масс-маркет, выпуская на прилавки тонны одинаковой одежды, в Петербурге не перевелись умелые мастера, которые создают вещи своими руками. Высадили десант в мастерскую обуви Hay Bros, где два брата продолжают семейные традиции — кроят, шьют и красят обувь вручную, — и узнали, как стать обувщиком с юридическим образованием, чем в мастерской занят кот, но главное — почему обувь ручной работы лучше магазинной.

Как работают профи: мастерская обуви ручной работы

Почему вы решили заняться пошивом обуви? 



Можно сказать, связал жизнь нашей семьи с производством обуви дедушка. Очень давно он занимался обувью в Армении. По его стопам пошёл наш отец: в 1990-х в Петербурге у него был цех по пошиву — небольшой конвейер, где делали массовую продукцию. Хотя дед и был родоначальником профессии в нашем семействе, на путь этот нас наставил больше отец, объяснив преимущества этого дела. По его мнению, человек должен быть не только образован, начитан, но и иметь навыки какого-то ремесла, уметь работать руками — такой человек никогда без куска хлеба не останется. Мы с этим согласны.



То есть шить вас научил отец?


Нет. Началось всё сразу после школы. Тогда я пошёл на работу обувщиком — на Некрасова была такая хорошая мастерская, там реставрировали и ремонтировали элитную обувь, туда я и попал. Занимался я ремонтом, и с этого, можно сказать, всё и началось. Там я проработал год, понял, что мне это нравится, и нашёл специальность «модельер-конструктор» в колледже при Университете технологии и дизайна и поступил туда. 

Там обучали именно проектированию верха обуви, то есть теории чертежа: где какая линия, какая формула, какая высота, — и прочим важным вещам. Руками шить там не учили — только моделированию, эскизу, прорисовке, лекалам, и на этом всё заканчивалось. А шить руками научился самостоятельно. У нас есть кое-какие знакомые, которые чуть-чуть обучили, так сказать, азбуке: показали, что за чем должно следовать, а потом мы уже с братом — Арой — сами пробовали на своих ошибках, вот так потихоньку идём вперёд. 

Помогают и знания, полученные в мастерской: я видел хорошую дорогую обувь известных марок, которую сдавали туда на ремонт. Я начал понимать, какие недочёты к чему приводят — поверьте, даже у люксовой обуви они есть. Поэтому теперь мы точно знаем, на какие моменты нужно обращать внимание в первую очередь, какие методы себя не оправдывают, что нужно исключить, чтобы получить достойную пару.


Как давно вы занимаетесь пошивом обуви?


Индивидуальным пошивом под собственным именем, как сейчас, занимаемся около трёх лет. Но начинал всё Гор — мой старший брат: он шил обувь для отца, для себя. Так ему было проще проследить, как обувь ведёт себя в носке, чтобы улучшить модель, что-то кардинально поменять. Только после тщательных испытаний, исключив все минусы, можно было начать предлагать свою работу на продажу, чтобы не упасть в грязь лицом перед клиентом. На работах и принципах качества Гора мы и начали основываться, когда я пришёл к нему после юридического факультета. 

Пока учился, я не думал, что буду когда-то этим заниматься, представлял, что скорее с какими-нибудь правовыми моментами этого дела буду помогать вроде бумажных вопросов клиентов и, например, налогов. Но потом попробовал именно сам пошив — Гор мне всё показал — и сразу понял, что намного лучше и для души приятнее создавать обувь с братом, нежели работать где-то и с кем-то. А юридические знания, уверен, нам всегда пригодятся. 

Как вы начали продавать свою обувь?



В нашем деле лучше всего работает сарафанное радио. Мы открыли мастерскую, начали учавствовать в ярмарках мастеров, завели группу «ВКонтакте» и аккаунт в Instagram, где публиковали красивые фотографии своих работ. Люди начали интересоваться, появились первые клиенты. Они получили качественную обувь, остались довольны и рассказали о нас друзьям. Мы стараемся угодить клиенту и хорошо с ним общаемся. Например, у нас есть такая опция, как обслуживание: неважно, когда клиент заказал свою пару — месяц или полгода назад, — в любой момент он может принести её в нашу мастерскую, мы её почистим, отполируем, приведём в порядок. Словом, обувь будет как новая. И это совершенно безвозмездная услуга. 


Но главное — нам доверяют. У нас всё открыто, совсем не так, как в магазине. Любой клиент может прийти к нам в мастерскую, посмотреть, как всё шьётся, какие колодки используются. А жители других городов, которые делают заказ через интернет, могут получить фотоотчёт в процессе работы над заказом. Разумеется, мы не можем все этапы от начала и до конца фотографировать, но какие-то интересные высылаем. Им интересно и приятно следить за процессом.

Где можно купить вашу обувь?


Сейчас — в интернете. Жителям Петербурга проще. Они могут прийти — и мы сами снимем все мерки и обсудим дизайн, вскоре и магазин планируем открывать. Но, как ни странно, большинство заказчиков иногородние — из Москвы и других городов. И это совсем не проблема. Мы разработали особую инструкцию — её мы в первую очередь высылаем клиенту. Там пошагово рассказывается, как снять мерки. Конечно, случается, что заказчик в подсчётах ошибается: мы-то работаем с обувью каждый день, а для него это может быть первая в жизни пара обуви индивидуального пошива. Поэтому в процессе работы мы делаем макет и отравляем его клиенту. Его он может уже примерить, протестировать в домашних условиях и понять, как ботинки сидят на ноге. Такая система дистанционной работы исключает возможные промахи. Если всё хорошо, мы доводим заказ до конца. Если есть ощущение дискомфорта или излишней свободы, мы всё анализируем и корректируем колодку, а потом высылаем ему макет снова, пока не добьёмся, чтобы заказчик был всем доволен и ему было комфортно. Вот так всё дотошно, но оправданно. 

Если человек получит даже самую красивую обувь, но не сможет её носить, то зачем вообще что-то заказывать? 




Большой ли у вас модельный ряд и можно ли сшить ботинки по индивидуальному дизайну?


У нас достаточно широкий модельный ряд. В него входят все модели, которые мы пошили за три года работы, а это много, очень много. Даже взять ботинки похожего дизайна, но с разными линиями, немного иной колодкой — это разные модели. Но всё это можно воспроизвести. 

В основном — мужская классика. Оксфорды, дерби, монки — все они есть у нас в разных цветах и с особыми эффектами покраски. Мы не придумываем сразу какую-то коллекцию на сезон — такое могут позволить себе только фабрики. Наш ассортимент растёт постепенно, благодаря заказчикам. Нередко клиент сбрасывает снимки понравившихся ботинок и говорит, к примеру, что ему хочется именно такой нос. Тогда мы просто делаем колодку под него. Это займёт больше времени, но в итоге он получит именно те ботинки, которые радуют его глаз. 



Есть ли какая-то особая фирменная модель, которая получается лучше всего?


Нет, мы не делаем что-то лучше, а что-то — хуже. Но есть обувь, над которой работать приятнее всего.



Например?


Что-то, допустим, цветное, где какая-то неоднородная покраска. Например, есть просто бордовый цвет, а есть с переливами, которых нужно добиться на абсолютно белом куске кожи. Нам нравится создавать из стандартных моделей нечто совершенно особенное за счёт необычной покраски. Так обувь приобретает неповторимый стиль.

Именно подкраска — это у нас основная, можно сказать, фишка, изюминка. Любой цвет, какой клиент захочет, переливы, неоднородные моменты, тона — вот это мы любим. Даже просто в чёрный цвет красим вручную: берём белую кожу и красим, потому что таким образом цвет получается более сочный, глубокий. На него смотришь — и он всё равно не такой обыкновенный.

К слову, такая покраска намного практичней, чем заводская. Дело в том, что на фабриках обычно красят покрывным составом — так получается равномерный окрас кожи, но не видно её фактуры, скрываются все пороки. Таким образом снижаются отходы в угоду не качеству, но экономии. В нашем же случае — очень много отходов. Мы берём кожу без лицевой обработки с такими порами, которые можно потом покрасить, то есть мы красим составом, который глубоко проникает в кожу. Даже если наши ботинки поцарапать в порезе — будет виден цвет. Царапина будет не особо заметна, и мы всегда сможем обувь восстановить. Особенно если покраска неоднородная: если что-то где-то будет заметно, это будет так обыграно, что получится даже лучше прежнего, так что можно ходить и царапать!

Сколько это стоит?



Относительно разрекламированных брендов — не очень дорого. В среднем от 10 до 30 тысяч за обувь, которая будет служить не один год. Наши основные клиенты — мужчины в возрасте от 27 до 40 лет. Люди постарше, у которых свой бизнес, заказывают сразу по несколько пар на каждый сезон, потому что для них это дёшево: раньше они брендовую обувь носили. Есть те, для кого это максимальная планка, но и они всё равно заказывают, даже если знают, что будут носить нашу обувь раз в год, на мероприятия, ведь одна хорошая строгая классика должна быть у каждого мужчины. Мы им идём навстречу, предлагаем купить ботинки в рассрочку.



Шить обувь на заказ — это, наверное, долго?


Сам пошив занимает три-четыре дня, пять — максимум. Столько мы выделяем времени на одну пару, но это не значит, что все пять дней работаем только с этой парой. Параллельно мы можем делать ещё несколько пар. Впрочем, так быстро получится выполнить заказ только в том случае, когда вся подготовительная работа проделана. Допустим, корректировка колодки может занять времени больше, чем весь процесс пошива. В особенности это касается людей с нестандартными параметрами ноги или тех, у которых разная длина стоп (хотя такая ситуация у каждого второго — длина может варьироваться от нескольких миллиметров до сантиметров). 

Бывают случаи, когда мы фасон делаем прямо по ноге человека: берём болванку, которая без определённого фасона, и уже под человека делаем. Он, к примеру, сбрасывает фото понравившейся пары, а у нас такой модели нет. В таком случае это займёт больше времени, самое большое — это месяц. 



В чём преимущество обуви, сшитой на заказ?


Во-первых, это индивидуальность. Мы шьём обувь в единственном экземпляре. Даже если человек закажет такие же ботинки, как мы когда-то уже делали, всё равно точно так же покрасить не получится. Мы можем использовать такие же цвета, но тона, линии — все они будут разные.



Во-вторых, обувь будет выполнена по его параметрам. Она сидит комфортно. Даже если у человека какая-то работа, где нужно соблюдать дресс-код — ходить в строгой классике, — он сможет носить нашу обувь и никогда не будет испытывать дискомфорта, ничто ему натирать не будет.



Наша обувь долговечная. Её можно носить семь-восемь лет. Но нужно сказать, что за ней следует правильно ухаживать. Многие думают, что обувь ручной работы — надел и знай себе ходи, ни о чём не думай. Но, наоборот, такие ботинки требуют более тщательного ухода, чем магазинные. То есть нужно хотя бы минимально о ней заботиться. Мы клиентам обязательно рассказываем, как правильно это делать. Если видно, что обувь где-то износилась, значит, надо нанести особые средства. Мы понимаем, что многим людям некогда заниматься этим, поэтому всех просим приносить ботинки к нам. Мы всё сделаем и через пару дней вернём как новенькие — это в наших же интересах, чтобы заказанная у нас обувь всегда на ногах выглядела красиво: это наша реклама.

Материал подготовлен совместно с мастерской Hayrapetyan Brothers

Текст: Антон Злобин

  •    3 802
avatar
Интересные обзоры