Как работают профи: столярная мастерская на Степана Разина
В окружении картин под классическую музыку столяр-энтузиаст, в прошлом экономист и музыкант, Антон Гайдуков и команда мастерской «Столярные традиции» создают новые окна и двери классических форм, реставрируют огромные двери — наследие старого фонда, а в свободное время — даже старинные фортепиано. Мы узнали, как совсем недорого заполучить дверь ручной работы и побывали на экскурсии в самой культурной столярке.
Почему вы решили работать с деревом?
Я экономист по образованию, а столярное производство — дело семейное. У моего крестного дяди было своё производство — мебель делали. Я помогал ему, был учеником, а он обучил меня всему, что знал сам. Закончил учёбу и понял, что больше нравится с деревом работать. Тут мой товарищ предложил открыть производство в Кисловодске. Я согласился, но со временем понял, что в провинции сложно чего-то добиться.
Был вариант перебраться в Москву или в Питер. Но в Москве я работать не хотел: там слегка сумасшедший ритм жизни. В Петербурге спокойнее, приятнее вести дела и общаться с людьми. Все более настроены на сотрудничество. Так и открыл мастерскую в городе на Неве.
А мастерскую вы сами оборудовали?
Конечно, но инструмент у нас сплошь покупной. Своими руками сделали станину да пару примочек. У нас производственная мастерская, но она не лишена особого шарма — всё-таки в культурной столице работаем. Столярка у нас красивая: на стенах картины висят. С деревом работаем только под классическую музыку, и у изделий появляется своя душа.
В чём отличие вашего производства от, скажем, мебельной фабрики?
Мастерская у нас маленькая, и мы всё делаем вручную, без станков. Например, своими руками мастерим двери на заказ — именно так, как нужно заказчику. Если человек хочет покруче, добавляем резные элементы, предлагаем нестандартную покраску, или, наоборот, готовы смастерить что-то среднее, совсем дешёвое.
В отличие от больших производств со сложной системой, работаем быстро. У многих работа над изделием, возьмём те же двери, занимает где-то две недели, а мы можем выполнить её за два-три дня, если это что-то не совсем простое. С простыми конструкциями получается ещё быстрее: утром заплатил, к вечеру, в принципе, готовую дверь уже можно забирать.
Какие материалы используете?
В основном это сосна — недорогой материал. Иногда кто-то просит берёзу. Ещё реже — дуб. Бывает, что я рекомендую какой-то материал в зависимости от особенностей использования будущего изделия. Все материалы закупаю в Петербурге, у областных дерево заготовщиков.
Какие изделия вы чаще всего делаете?
Это двери, окна, садовая мебель. Петербург — город морской, поэтому не удивлю, наверное, если скажу, что иногда даже корабельные двери заказывают. Много заказов на реставрацию, к слову.
Реставрацию старинных дверей?
На реставрацию привозили несколько красивых шкафов. Но в основном петербуржцы хотят восстановить старинные двери — наследие старого фонда. Надо сказать, что мы прибегаем к современным технологиям при реставрации. Цена и сроки за счёт этого сильно снижаются. У меня такой девиз: старинные традиции — новые технологии.
Ваша мастерская называется «Столярные традиции». А чьи традиции?
Традиции — понятие общее скорее. Речь идёт о традиционной форме. Предлагаем заказчикам украсить изделие резными элементами, в основном в духе венецианского барокко. Но вполне можем выполнить необычную дверь, окно или мебель в стиле модерн, минимализм или лофт по эскизам заказчика.
В мастерской не делаем совсем уж простые варианты вроде дверей из картона за две тысячи, но и дверь за 150 тысяч мы тоже не предлагаем. Чаще всего это варианты от пяти до 60 тысяч рублей. Для примера: хорошая дверь с красивым резным декором у нас обойдётся в 20 тысяч. Некоторые примеры можно у нас на сайте посмотреть.
А это конкурентная цена с магазинными предложениями?
Деревянные двери делают и за две тысячи, но это стандартные размеры без учёта запросов заказчика. Получается, что нужно не только купить дверь, но потом отыскать человека, который покрасит, врежет фурнитуру и установит её. Такая конструкция, скорее всего, будет маловата для квартиры старого фонда с четырёхметровыми потолками, да и эстетическая сторона оставляет желать лучшего. А мы можем сделать и трёхметровую дверь из массива — совсем недорого. Делали, например, недавно двухстворчатую дверь три метра высота створки с расстекловкой. Их мы изготовили всего за одну неделю.
В отличие от магазина, у нас, заказывая дверь ручной работы, человек уверен, что его дверь никуда не поведёт со временем, потому что мы изготавливаем изделия по технологии трёхслойного бруса. Прежде чем выйти на рынок, я лично для себя поставил ряд технических задач и пришёл к мнению, что такую технологию правильнее всего применять при работе с деревом. Естественно, её придумал не я, но пришёл к выводу, что без этого никак, чтобы делать всё для человека и не разочаровать его. Если и делать двери и окна, то они должны быть надёжные.
Я могу с уверенностью сказать, что наши изделия даже через полвека будут открываться и закрываться, геометрия не нарушится. Мы всегда доводим работу до нужного результата.
Мы прекрасно понимаем свою ответственность — дать человеку то, за что он заплатил, то, что он хочет. Даже если он до конца не понимает, какое изделие ему нужно. В процессе общения мы поможем сделать правильный выбор. Я постоянно изучаю профильную литературу и могу подсказать технически верное решение, которое будет приятно и по карману. Взаимодействие всегда приводит к тому, что заказчик платит меньше, получает заказ быстрее, а само изделие — надёжнее.
В Петербурге ещё с петровских времён украшали свои дома резным декором, а сейчас такое практикуют?
Дубовые гостиные или кабинеты, если честно, у нас ещё не заказывали, и это, конечно, не совсем наш профиль. Но если к нам с такой просьбой обратятся, то мы за эту задачу, скорее всего, возьмёмся. В мастерской мы можем сделать всё что угодно. Но надо понимать, что над проектом придётся подольше подумать.
Вот декоративные элементы на окна, двери — другое дело. Исполним какие угодно узоры. Тут всё фантазией заказчика ограничивается. А мы можем предложить огромное число элементов. Просто тысячи узоров. Чтобы вы представили: наш каталог похож больше на толстую книгу.
Может ли резная мебель, резные двери вернуться в моду?
Меня этот вопрос часто мучает. Гуляю по Петербургу: всюду такие изыски, такая эстетика. Всё красиво делали два века назад, а у мастеров того времени не было инструмента такого, какой сейчас можно заполучить легко. Тем не менее теперь всё больше стремятся к минимализму, но это сугубо моё личное мнение. Всюду простенькие формы, ничего вычурного. Меня это, конечно, не особо радует. Тенденцию сами люди выбирают. Наша современная действительность вряд ли вернёт в моду резную мебель.
Петербуржцы — особенные: ценят изысканность и утончённость форм.
Экскурсии в мастерскую проводить не планируете? Многим, наверное, было бы интересно, как работает мастер в эпоху соцсетей.
Честно говоря, не планировали. Мы работаем в своё удовольствие и стараемся сделать всё качественно и быстро. А водить людей на экскурсии — означает, что придётся всё показывать и рассказывать, а в это время кто-то может не получить свою дверь. Впрочем, когда к нам приходит заказчик, он непосредственно попадает в мастерскую, оказывается в центре событий и, условно, становится участником экскурсии. Смотрит, как мы работаем.
А что вы мастерите для души?
В столярке у нас все культурные ребята работают. Например, моё тайное хобби — реставрация музыкальных инструментов, а именно клавиров. Сейчас вот своё пианино привожу в порядок. Я ведь не только экономист и столяр, но и музыкант. Закончил музыкальную школу имени Рахманинова по классу фортепиано. Мне предлагали делать барочные арфы и другие инструменты, которые сложно в обычном магазине отыскать. Но из-за нехватки времени, за создание инструментов и реставрацию в полную силу я взяться не могу. Могу посоветовать мастера — Юрий Иванович его зовут, а работает он неподалёку от академии Образцовой — его знают все.
Материал подготовлен совместно с мастерской «Столярные традиции»
Текст: Антон Злобин