Обзоры

На «Ленфильме» снимают комедию «Этаж» о петербургской коммуналке. Что съёмочная группа думает о современном российском юморе и почему декорации фильма — это удивительно?

В павильонах «Ленфильма» воздвигли настоящую коммуналку для съёмок новой комедии со Шнуровым, Охлобыстиным, Ахеджаковой, Боярским и другими известными актёрами. Корреспондент «Фиесты» оценил невероятный реализм декораций и потыкал вилкой в ещё тёплые котлеты на сковороде. Свежие окурки в пепельнице, захламлённый коридор и натуральная коммунальная уборная действительно впечатляют и даже пугают — взгляните сами на фотографии. А ещё нам удалось поговорить со съёмочной группой — актёры и режиссёр поделились своим мнением о современном российском юморе (в основном не нравится), рассказали о том, как сами жили в коммуналках (кого-то жена не пускала домой из-за постоянных загулов с соседом), познакомили нас со своими персонажами и объяснили, почему фильм «Этаж» будет отличаться от других отечественных комедий.

На съёмочной площадке фильма «Этаж» собрался впечатляющий актёрский коллектив

 Роли жильцов коммунальной квартиры и их близких играют Сергей Шнуров, Иван Охлобыстин, Лия Ахеджакова, Семён Стругачёв, Анастасия Мельникова, Анвар Либабов, Михаил Боярский, Георгий Штиль, Светлана Немоляева и другие артисты. 

 Для съёмок в павильоне «Ленфильма» создали невероятно реалистичные декорации — немного побродив по ним, вы легко забываете, что коммунальная квартира — это не реальность, а результат труда художников-оформителей. При этом в ненастоящей коммуналке работать гораздо проще, чем в жилом помещении: «квартира» доступна для съёмочной группы всегда и любую её часть можно разобрать, чтобы удачно расположить камеру или направить свет. Всего декораторы построили шесть комнат — в них проживают влюблённая парочка, майнер криптовалюты, пенсионерка (Лия Ахеджакова), сын которой (Сергей Шнуров) работает в Ботаническом саду и полностью заставил комнату матери растениями, дочь рок-музыканта (Анастасия Лифанова), роль которого исполняет Михаил Боярский, и другие герои. Согласно сюжету, в квартире живут восемь человек, которые в какой-то момент делятся на два лагеря: одни выступают за расселение коммуналки, другие — категорически против. 

Нам удалось поговорить с режиссёром картины Станиславом Мареевым

О персонажах фильма и их характерах он рассказывает неохотно, но разделяет наш скепсис относительно современных российских комедий. 

Почему вас заинтересовала тема расселения коммунальной квартиры?

Она меня вообще не интересовала до тех пор, пока я случайно не увидел сценарий, который был у студии «Ленфильм». «Ленфильм» хотел снять комедию о расселении коммунальной квартиры, я об этом ничего не знал. В этот момент я сдавал сценарий другого фильма, «Запах фиалки», и во время сдачи меня спросили, не мог бы я посмотреть и высказать своё мнение про «Этаж». Могу сказать честно, что, когда я его прочитал, сценарий мне не понравился. Я предложил изменить его: когда-то я жил в коммунальной квартире и воспринимал эту тему совершенно по-другому. Я написал 20 страниц, руководство одобрило — вот так случайно всё получилось. 

Расскажите о персонажах Ивана Охлобыстина и Сергея Шнурова.

Охлобыстин играет рокера, который даёт концерты в клубах и ресторанах. Шнуров — сына персонажа, которого играет Лия Ахеджакова. 

В последнее время зрители скептически относятся к российским комедиям. 

Да, я тоже. 

Как вы думаете, ваша картина будет отличаться от других отечественных комедий?

Во-первых, я не видел все российские комедии. Из последних фильмов мне понравились далеко не все — большинство из них меня не смешили. Смогу ли я смешить зрителя — покажет время. 

После этого мы не стали отвлекать режиссёра пустыми разговорами — ему предстояло снять ответственную сцену с дрессированным котом и губной гармошкой.

Майнер, погружённый в себя

Зато корреспонденту «Фиесты» удалось поговорить с Андреем Сунцовым — его персонаж, этакий стереотипный компьютерный гений, занимается майнингом криптовалюты, следит за соседями с помощью квадрокоптера и редко выходит из своей комнаты. 

«Мне пришлось долго читать в интернете, что это вообще такое. Когда я узнал, что один биткоин стоит 5 тысяч долларов, я охренел. Особенно впечатлило то, что 5 лет назад его можно было купить за копейки. Мой герой — компьютерный гений, который постоянно зарыт в свои железяки и погружён в себя. У него есть соседка Светка, которая следит за ним и пытается ухаживать, но в основном парень не обращает на девушку внимания, потому что ему больше нравятся компьютеры. Я благодарен судьбе, что удалось поработать с такими прекрасными артистами, которых я видел с детства на экранах и на чьих фильмах вырос, — это потрясающе», — рассказал Андрей. 

На вопрос об отличиях от других российских комедий Андрей Сунцов, как и режиссёр фильма, отвечает утвердительно: «Дело в том, что наш режиссёр разрешает актёрам импровизировать в кадре, что очень важно и даёт живость игры. Не раз было так, что мы смотрели плейбэк отснятого и было очень смешно, так что я думаю, что получится круто».

От окурков до котлет

Кстати, актёры тоже не скрывают своих восторгов по поводу декораций — по словам Сунцова, если бы он проснулся на съёмочной площадке, ему бы казалось, что он находится в настоящей коммуналке. В это легко поверить, ведь в павильоне действительно продумана каждая мелочь — от царапины на обоях до свежих окурков в пепельнице и ещё тёплых котлет на сковородке. 

Человек из богемы

Ещё один артист, который уделил нам время и рассказал о своём персонаже, — актёр театра и кино Анвар Либабов:

«Изначально моим героем должен был быть этакий мрачный «Человек в футляре» — в чёрном пальто, в чёрном галстуке и в чёрной шляпе. Потом режиссёр передумал, и персонаж стал Лысым — мужчиной в яркой оранжевой куртке, более близким к сегодняшнему дню. Лысый — это человек, близкий к искусству и к творческой богеме», — таких все знают и видят, но непонятно, чем эти люди занимаются. Ясно одно: мой герой любит выпить, и с некоторыми другими персонажами его объединяет стакан. Это тоже в традициях коммуналок: в своё время бывало, что мы с соседом пили по три дня, на протяжении которых жена домой нас не пускала.  

Лысый сдаёт комнату компьютерному гению, из-за чего другие жильцы относятся к нему не слишком дружелюбно: хакер регулярно ворует у них продукты и записывает происходящее в квартире на камеру. 

«Модель коммуналки — это модель общества и нашей многонациональной страны, — продолжает Либабов. — Я думаю, нет в Ленинграде семей, которые через это не прошли. Сам я жил в коммуналках на Петроградке и в центре».

На вопрос о современном российском юморе Анвар Зоянович отвечает подробно: «Наши комедии по традиции богаты смыслом, интонацией, атмосферой. Их можно назвать настроенческими. Мне кажется, в отличие от американских комедий, наши фильмы — это не смех ради смеха, а юмор чувственный, с мыслью. Мне нравятся фильмы Юрия Борисовича Мамина, а если говорить про советских классиков, то, конечно, Гайдай и тонкая лирическая комедия Данелии. Есть ещё прекрасный грузинский кинематограф короткометражек. Я смотрел все последние „Ёлки“ — есть у нас в семье такая традиция, и мне кажется, что их создатели больше пользуются приёмами западных режиссёров. Мне ближе простое чувственное отечественное кино. Я думаю, что „Этаж“ — это образец классической отечественной комедии». 

Локации фильма не ограничены построенной на «Ленфильме» коммуналкой: съёмки уже проходили в кафе «Брынза» и в одном из павильонов Ботанического сада. По предварительным данным, картину планируют выпустить в конце 2019 года, однако сроки могут измениться: скорость творческого процесса прогнозировать сложно. Ясно одно: скоро в российских кинотеатрах появится самобытная комедия, посвящённая такой важной для Петербурга теме, как коммунальные квартиры. Такое кино мы точно захотим обсудить.

Текст: Петр Сапожников 

  •    1 340
avatar
Интересные обзоры