Обзоры

Надо знать: как петербуржцы звонили друг другу в конце XIX века

Рассказываем о первой в Северной столице и в России телефонной линии — она была открыта в 1892 году и обслуживала 128 абонентов. Почему на аппараты наносили надпись «Не слушайте ртом и не говорите ухом!», по какой причине в телефонистки брали только высоких незамужних девушек и как проходило соединение («барышня» должна была воткнуть два штекера в нужные гнёзда — весьма непростая задача!) — на эти вопросы отвечаем в нашем материале.

Первый в России телефонный разговор между простыми гражданами состоялся 1 июля 1882 года. Недавно подключённая телефонная линия, работавшая в Петербурге, обслуживала в тот момент всего лишь 128 абонентов. На первые телефонные аппараты наносили надпись «Не слушайте ртом и не говорите ухом!»: неопытные абоненты могли перепутать круглую воронку, из которой доносился звук, и микрофон.

Интересно, что в XIX веке в телефонистки брали только незамужних девушек — считалось, что думы о личном могут отвлекать их от работы и заставлять ошибаться при соединении. Кроме того, на эту сложную работу набирали исключительно высоких женщин, которые могли бы дотянуться до верхнего края панелей с гнёздами для соединений. Такая деятельность требовала повышенной концентрации внимания, и редкая барышня задерживалась на этом месте надолго.

Первые полгода телефонные станции для массового использования работали в бесплатном режиме, затем услуга стала платной — на тот момент в сети было уже 259 абонентов.

В те времена аппарат не имел ни диска, ни кнопок — для связи с телефонисткой необходимо было вращать специальную ручку индикатора. После этого в действие приводился маленький генератор, который подавал напряжение в 60 вольт по проводам телефонной линии на коммутатор.

При связи с телефонисткой необходимо было назвать район и номер, к примеру 7–19. Барышня в этот момент должна была найти седьмой ряд и воткнуть штепсель в 19-е гнездо либо обратиться к своей коллеге, которая обслуживала выбранный район. После этого второй штепсель нужно было воткнуть в гнездо вызываемого номера, предварительно сообщив второму абоненту, кто ему звонит. Хорошие телефонистки умудрялись провернуть все эти действия всего за 8 секунд.

Типичный разговор в Москве (там использовался трёхзначный шифр для обозначения абонентов) выглядел в те годы так:

Абонент Иванов снимает трубку и крутит рычаг.
Телефонистка: «Станция слушает, что вам угодно?»
Абонент Иванов: «Говорит Иванов, 721. Соедините меня с номером 750».
Телефонистка: «Вызываю».
Телефонистка: «Ваш абонент занят, а когда он освободится, вам позвонят».
Иванов кладёт трубку.
Через некоторое время в его квартире снова раздаётся звонок.
Абонент Иванов: «721, Иванов слушает».
Телефонистка: «Абонент 750 свободен, вызывайте».
Абонент Петров: «750, Петров слушает».
Абонент Иванов: «Говорит Иванов, 721».
Только после этого Иванов с Петровым начинали разговаривать.

К 1886 году в Петербурге насчитывалось уже 940 телефонных абонентов, а в 1898 году открыли первую междугороднюю телефонную линию между Северной столицей и Москвой. В 1910 году на Большой Морской улице построили телефонную станцию, рассчитанную на 40 тысяч номеров, а к 1910 году в Петербурге начали появляться монетные телефоны-автоматы.

  •    2 481
avatar
Интересные обзоры