Большой гид по летним развлечениям в Петербурге
Обзоры

Надо знать: Три выдающихся инженера-иностранца, преобразивших Петербург

Рассказываем о судьбах трёх великих инженеров — шведа, испанца и немца. Все они приехали в Северную столицу на работу, вложили в неё частичку своего сердца и стали в России по-настоящему своими людьми. Как Августин Бетанкур создал в нашей стране инженерное образование, Людвиг Нобель раскрыл секреты нефти, а Вильгельм Треттер возвёл пять лёгких и элегантных мостов — читайте в нашем материале.

Надо знать: Три выдающихся инженера-иностранца, преобразивших Петербург
Августин Бетанкур — он создал инженерное образование в России, защитил страну от поддельных купюр и организовал важнейшие стройки века

Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур-и-Молина (а именно так звучит полное имя испанца) родился в зажиточной и образованной семье на острове Тенерифе. Один из его предков, барон Жан де Бетанкур, был знаменитым и успешным мореплавателем — в 1417 году он объявил себя королём Канарских островов, обратив перед этим туземцев в католическую веру.

Августин с детства имел наклонности к научному поиску и техническому творчеству. Когда юноше исполнилось 20 лет, он переехал в Мадрид, чтобы получить образование в престижном Королевском училище. В 25 лет он уже поднял в воздух первый в Испании воздушный шар и выполнял важные поручения правительства.

Бетанкур был вынужден покинуть Испанию с началом Пиренейских войн — в 1808 году жители Мадрида подняли восстание против оккупационных войск императора Наполеона Бонапарта. Оно было жестоко подавлено, после чего против французов долгие годы велась затяжная партизанская война. Спокойно работать в таких условиях Бетанкур не мог.

Инженер переехал в Париж и стал членом-корреспондентом Парижской академии наук. Выдающиеся способности Августина заметил русский посол И. М. Муравьёв-Апостол и предложил испанцу попробовать свои силы в России. Бетанкур принял предложение, и уже в сентябре 1808 года испанца представили Александру I как искусного инженера, приняли на службу в чине генерал-майора и зачислили в свиту его императорского величества.

С тех пор инженер принял участие практически во всех государственно важных стройках, которые пришлись на его век. Он сыграл важную роль в строительстве Исаакиевского собора — Бетанкуром была придумана система лесов и механизмов для подъёма колонн здания. Позднее её использовали для установки Александровской колонны на Дворцовой площади.
Также в числе знаковых работ испанца — фабрика «Гознак», московский Манеж, первый постоянный (деревянный арочный) мост через Неву, Обводный канал, дорога из Петербурга в Москву и водопровод в столице российской империи. Августин Августинович построил первое в стране лесопильное предприятие, литейно-пушечный завод в Казани и другие промышленные объекты.

Стоит особо отметить, что испанец не просто построил фабрику «Гознак», но и разработал передовую для того времени технологию изготовления денежных билетов. Инженер сконструировал паровые машины и оборудование, разработал специальный рецепт выработки бумаги из пеньки и льняного тряпья, предложил рисунки купюр и особую технологию нанесения их на бумагу, а также создал нумерационную и грифовальную машины.

Это был очень важный для страны проект, ведь после Отечественной войны 1812 года в России появилось огромное количество фальшивых ассигнаций французского производства. Усилиями Бетанкура удалось решить эту проблему и надёжно защитить государственные купюры от подделки. Испанец разработал инновационную систему формирования водяных знаков путём их штемпелевания на сетке. Впоследствии эту технологию переняли ведущие европейские державы.

Именно по проекту Бетанкура был создан Институт Корпуса инженеров путей сообщения — первое подобное учебное заведение в стране. До конца жизни он вёл в институте лекции и значился в нём генеральным инспектором. Августин Августинович первым объединил общенаучную, общеинженерную и специальную подготовку в одном вузе, причём наряду с теорией в институте проводили занятия в мастерских и чертёжные работы, благодаря которым студенты получали бесценные практические навыки. Именно тогда в учебном плане российского вуза впервые появились высшая математика и начертательная геометрия.

Людвиг Нобель — он одним из первых осознал востребованность нефти

Своё успешное дело в России открыл ещё Эммануэль Нобель, отец Альфреда и Людвига. В 1842 году он начал производство подводных мин, в чём преуспел: во время Крымской войны его дела пошли в гору. По стопам отца пошёл сын Людвиг, открыв в 1862 году собственный механический завод. Помимо различных видов вооружения, на предприятии производились предметы из нефтепродуктов, в том числе резиновые шины. По свидетельствам современников, Людвиг был гениальным финансистом: ещё в конце XIX века он предвидел, насколько востребованной вскоре станет нефть и её производные.

Людвиг Нобель умер в 1888 году — к слову, его могилу можно найти на Смоленском кладбище. Дело великого отца продолжил сын — Эммануэль, названный в честь дедушки, получив монополию на производство дизельного двигателя. Эммануэль внёс в изобретение важные корректировки — теперь оно могло работать не только на керосине, но и на нефти. При новом управляющем завод «Людвиг Нобель» постепенно наращивал производство паровых машин, керосиновых двигателей, паровых котлов и машинных частей, разумеется, этому способствовала в том числе Первая мировая война.

После Октябрьской революции новые власти национализировали производство, а Нобели покинули Россию навсегда. Перед отъездом Эммануэль Нобель сделал ещё одно историческое дело — под видом одного из учёных вывез из страны барона Маннергейма, будущего героя независимой Финляндии, человека, с именем которого связаны победы в советско-финской войне.

Вильгельм фон Треттер — он подарил Петербургу пять элегантных мостов и впервые применил сопромат на практике

Треттер родился в Мангейме в 1788 году. Вильгельм принадлежал к знатной и известной в городе семье, обучался за свой счёт, однако не смог выдержать экзамен на звание инженера и какое-то время преподавал математику в старших классах лицея Великого герцога Баденского. Тогда в Баден с визитом приехал русский император Александр I, и молодому учёному удалось обратить на себя его внимание — Александр пригласил Треттера в Петербург.

В Северной столице Треттер сначала работал под началом Августина Бетанкура, а затем получил чин подполковника и стал одним из ведущих специалистов в области постройки мостов. Вильгельм стал автором многих мостов на дороге Москва — Петербург. Все они были выполнены в стиле классицизм, но, к сожалению, до наших дней дожили немногие.

Опираясь на полученный опыт, Треттер отправил рапорт вышестоящему начальству, в котором сообщил, что в Петербурге необходимо построить висячие мосты, подобные тем, которые были тогда популярны в Англии и Америке.

В результате он совместно с инженером Христановичем соорудил пять переправ: Пантелеймоновский и Египетский мосты через Фонтанку, Почтамтский через Мойку и Банковский и Львиный — через Екатерининский канал. Вершиной творчества немца считается Почтамтский мост — он создан в неискажённом классицистическом стиле и является образцом лёгкости и элегантности.

При постройке Пантелемоновского моста Треттер впервые в России провёл испытания конструкций на прочность, этот момент стал началом применения в строительстве новой науки — сопротивления материалов.

Последние 20 лет своей жизни Треттер провёл с семьёй на родине, в Мангейме. Здесь он был занят работой в области инженерной теории и естественных наук.

  •    4 427
avatar
Интересные обзоры