Памятка авиапассажирам: 10 хитростей, о которых не принято говорить
Пассажир вправе попросить дополнительную порцию обеда, в любой момент покинуть борт самолёта до начала движения лайнера и даже потребовать компенсацию за задержку, если со дня полёта прошло меньше пяти лет. Это ещё не все секреты — есть и другие хитрости, способные сделать путешествие более комфортным и менее нервным.

Регистрироваться на рейс онлайн
В интернете регистрация открывается, как правило, за сутки до вылета. Это значит, что можно не стоять в очереди и первым выбрать нужное место на борту. Особенно это актуально для пассажиров с детьми: кресел, перед которыми можно закрепить люльку, немного, бронируют их в первые часы. Есть все шансы остаться без люльки и весь путь держать младенца на руках.
В любой момент до взлёта покинуть борт самолёта

Пассажир имеет право на выход с воздушного судна в любую минуту, если передумал лететь (даже когда регистрация уже окончена). Для этого нужно обратиться к командиру через бортпроводника — тот вызовёт наземные службы, чтобы забрали и пассажира, и багаж. Правда, это работает только до момента, когда лайнер начинает движение по рулёжной дорожке — если начать требовать выпустить в этот момент, то авиакомпания может расценить это как дебоширство.
Не выбирать ряд перед аварийным выходом или задний ряд
Эта хитрость особенно актуальна для дальних перелётов, так как именно на этих рядах сиденья не откидываются, а находиться несколько часов с прямой спиной затруднительно. Выбрать место без проблем можно во время онлайн-регистрации, когда схема с расположением кресел в самолёте будет перед глазами.
Запомнить, что у аварийного выхода могут сидеть не все

Сотрудник аэропорта, который выдаёт посадочный талон, может не обратить внимания на внешний вид человека и рандомно выбрать для него место. Однако некоторых людей (к которым относятся беременные женщины, пассажиры с детьми, тучные пассажиры, которым нужен дополнительный ремень, пассажиры с животными, инвалиды или маломобильные пассажиры, а также все, кто не способен выполнить требования проводника — глухие, слепые, не понимающие язык) при посадке почти наверняка начнут пересаживать, что создаст немало проблем, вплоть до задержки рейса. Чтобы этого избежать, достаточно попросить подходящее место при регистрации.
Взять на борт свой плед
Несмотря на то что в салоне самолёта температура воздуха в среднем всегда от +22 до +25 градусов, сидеть около системы вентиляции может быть холодно, а пледы выдают не все авиакомпании. Поэтому (особенно в долгом полёте) лучше перестраховаться и захватить его с собой.
Быть вежливым со стюардессами

Никто не любит хамское обращение или грубость, это факт. Но если быть доброжелательным и вежливым со стюардессой, то она вряд ли откажет в дополнительной порции напитка (или даже порции еды, если после обеда ещё что-то осталось).
Убрать с багажа бирки и наклейки по прилёте
Это необходимо, чтобы при следующем путешествии сканер багажной службы случайно не ошибся. В противном случае чемодан может улететь не туда, куда надо.
Требовать компенсации за потерю багажа

Если багаж всё-таки улетел в другой город или другую страну и не вернулся (да, такое бывает, часто), то пассажир может написать заявление с перечислением утерянных вещей и потребовать компенсации. Она составляет 25 % МРОТ за каждый просроченный час (при этом сумма не может превысить половину стоимости провоза). А если за три недели с момента поступления заявления перевозчик так и не нашёл багаж, он обязан оплатить ущерб полностью.
Требовать компенсации за задержку рейса
В некоторых случаях при задержке рейса дольше, чем на три часа, по вине авиакомпании пассажиру положена компенсация. Например, в рейсах по Европе пассажир может получить от 250 до 600 евро (даже в случае, когда была предоставлена еда и гостиница). При этом правом на получение компенсации пассажир может воспользоваться в течение пяти лет (срок может варьироваться в зависимости от страны и авиакомпании).
Вернуть авиабилет в случае болезни

Сдать билет без финансовых потерь можно, если предоставить в подтверждение недомогания медицинские документы (какие — решает авиакомпания, но в большинстве случаев достаточно больничного листа и копии лицензии медицинского учреждения). Этот пункт работает до окончания регистрации на рейс.