Бунт четырнадцати против «Пира бога Одина в Вальгалле»: как молодые художники решили разрушить привычный порядок вещей
14 ноября 1863 года четырнадцать золотых медалистов Императорской Академии Художеств отказались участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль. Они просили позволить писать диплом на жизненные сюжеты, а после отказа – покинули аудиторию. Как связаны бог Один и Чернышевский, зачем художники «ходили в народ» и чем запомнилось 14 ноября в истории живописи – рассказываем в рубрике «Надо знать».
Сотни лет российские художники писали картины с историческими и мифическими сюжетами, пейзажи и мотивы повседневной жизни народа считались недостойными внимания. В 1863 году нашлись четырнадцать молодых и талантливых художников, которые решили изменить сложившийся миропорядок. Выпускники Императорской Академии Художеств, золотые медалисты, отказались писать дипломную работу «Пир бога Одина в Вальгалле». Они демонстративно покинули учебное заведение и организовали принципиально новое сообщество художников.
Император принял решение все-таки вручить выпускникам дипломы художников второй степени, но учредил за ними присмотр. Протест не помешал желающим сделать карьеру – Иван Крамской стал почетным академиком Академии Художеств и надворным советником, а Кирилл Викентьевич Лемох преподавал живопись детям Александра III.
«Теорией разумного эгоизма» молодые таланты заразились от романа «Что делать?» Чернышевского – его опубликовали в 1862 году. Новые художники объединились в «Художественную артель», а позже образовали «Товарищество передвижных выставок», 14 ноября 1870 года министр внутренних дел утвердил устав объединения. У этого художественного общества было три цели:
«…а) доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством;
б) развитие любви к искусству в обществе;
в) облегчение для художников сбыта их произведений».
Так живописцы вслед за революционерами «пошли в народ», чтобы восстановить распавшуюся связь между столицей и провинцией, художниками и широкой публикой. За время существования общества художники провели 48 крупных выставок и несколько второстепенных; первую выставку они показали в четырех городах, а с пятнадцатой – объездили четырнадцать.
Членами общества были нынешние признанные классики: Крамской и Ге, Корзухин, Якоби, Шишкин, Репин, Васильев – всего пятнадцать человек. Кстати, картинами Репина сейчас можно полюбоваться на выставке в Русском Музее.
Фото: ru.wikipedia.org