Большой гид по летним развлечениям в Петербурге
Обзоры

Надо знать: омнибус в Петербурге, или Объятия 40 мучеников

В 1847 году в Северной столице началось регулярное движение омнибусов — предшественников конки, трамваев и появившихся позже автобусов. Словом, первого общественного транспорта нашего города. Вспомнили, что это такое и по какому маршруту ходили омнибусы, сколько стоил проезд, по какому принципу вагоны раскрашивали в разные цвета, почему в них было тесно, как на девятом кругу ада, и как император Николай I катался в первом омнибусе зайцем.

До середины XIX века жители Петербурга были практически лишены общественного транспорта — извозчиками могли пользоваться только состоятельные горожане. Первые омнибусы появились в 1847 году и представляли собой нечто похожее на автобус, запряжённый парой лошадей.

Движение омнибусов осуществлялось от Гостиного двора до Васильевского острова, а в рейс они отправлялись каждые полчаса. Транспорт вмещал от 10 до 16 человек и представлял собой открытый вагон с размещёнными поперёк сиденьями для пассажиров. Проезд стоил всего 10 копеек — эту сумму себе мог позволить потратить почти каждый. В зависимости от маршрута кареты окрашивали в различные цвета: малиновые ходили от Дегтярной улицы на Петербургскую (ныне Петроградскую сторону), синие — от Бассейной улицы (ныне улица Некрасова) до Покровской площади (ныне площадь Тургенева).

В дальнейшем омнибусы стали походить на знаменитые лондонские даблдекеры, обзаведясь вторым ярусом на крыше. Такой транспорт называли «империалом». Здесь уже могли разместиться до 40 пассажиров, и это было не совсем удобно. Поэтому такой омнибус звали просто — «40 мучеников». Впереди у такого транспорта сидел кучер, а сзади кондуктор, который сигнальной трубой предупреждал пешеходов о приближении лошадей.

Интересно, что после появления первых омнибусов горожане оставляли о нововведении столь восторженные отзывы, что протестировать чудо-карету решил даже император Николай I. Вместе с несколькими людьми из свиты он отправился на Невский, с трудом протиснулся в вагон и проехал несколько остановок, непринуждённо болтая с попутчиками. Идиллию испортил кондуктор — наглец посмел подойти к государю и заявить: «Ваше Величество, позвольте получить гривенник за проезд!»

В тот момент опешили не только все пассажиры омнибуса, но и сам Николай Павлович. Дело в том, что император не имел привычки носить с собой деньги, а его свита не решилась предложить государю 10 копеек. Николай скромно попросил кондуктора отложить оплату проезда на завтра, и тот согласился. На следующий день счастливому и принципиальному контролёру доставили конверт с 10 копейками и 25 рублями, которые император выделил кондуктору на чай.

Омнибус стал первым общественным транспортом в Петербурге, не считая дилижансов, которые преимущественно курсировали в пригороды.
Надо сказать, что самые первые омнибусы всё-таки появились в городе летом 1830 года и возили пассажиров от Казанского моста к Крестовскому острову и Старой Деревне, однако движение их было нерегулярным, так что никогда нельзя было быть уверенным в том, что транспорт непременно прибудет на остановку. Ситуация изменилась только через 17 лет, а к 1870 году в Северной столице насчитывалось около 400 омнибусов.

Омнибусы курсировали по улицам города вплоть до 1914 года — во время Первой мировой большинство лошадей реквизировали под нужды армии.

  •    4 411
avatar
Интересные обзоры