Большой гид по летним развлечениям в Петербурге
Маршруты

7 мест Красногвардейского района, где вы ни разу не бывали

Прогуляемся по проспекту Маршака, заглянем на маленькую Эфирную улицу, отыщем потайной ход Мертвого бастиона и остановимся у порохового склада — рассказываем об утраченных, забытых или недавно приобретенных достопримечательностях не самого популярного историко-культурного района нашего чудесного города.

7 мест Красногвардейского района, где вы ни разу не бывали
Проспект Маршака, улицы Чуковского и Хармса
Проспект Маршака, улицы Чуковского и Хармса

Многие слышали, но не все гуляли по улицам, названным в честь знаменитых отечественных писателей. Однако прогуляться по ним можно уже сегодня - участок от Мичуринской дороги до Муринского ручья в Красногвардейском районе сегодня гордо именуется проспектом Маршака, рядом расположилась улица Хармса, а параллельно ей идет улица Корнея Чуковского. Правда, изучить их лучше немного позднее. Все-таки улицы находятся в строящемся микрорайоне, который пока что не сдали.

Эфирная улица
Эфирная улица

Длинная улица Потапова знакома многим, зато далеко не каждый знает, что вплоть до ноября 1985 года эта улица называлась Эфирной и была совсем небольшой. Свое название получила благодаря эфиру, который и производили на расположившемся поблизости Охтинском химкомбинате. Заводы к сегодняшнему дню остались, а вот маленькой улочки и в помине нет.

Церковь во имя Сошествия Святого духа

В начале Большеохтинского проспекта в 1713 году стояла каменная трех-придельная церковь. Однако со временем она сильно обветшала и была разобрана, а на ее месте был возведен храм в честь Сошествия Святого духа. Одной из главных его святынь стали чудотворные иконы Смоленской Божией Матери и Божией Матери «Всех Скорбящих Радости», а также образ святителя Николая. Кстати, здесь хранилась еще одна значимая реликвия - напрестольное Евангелие, напечатанное в Москве в конце XVII века. Кроме того, при храме действовало кладбище, где можно было найти множество исторических надгробий. После революции храм, как и многие другие святые места в городе, разобрали - случилось это в 1930 году. А о восстановлении речи не велось.

Потайной ход на фланке Мертвого бастиона

Когда-то на месте Свердловской набережной стояла величественная шведская крепость Ниеншанц, которую в свое время до основания разрушил Петр I. Охтинский мыс, как оказалось при раскопках, проводимых для злополучного Охта-центра, хранил совершенно необыкновенный сюрприз: целый «слоеный пирог» из памятников разных эпох. Среди прочего археологи смогли отыскать потайной ход Мертвого бастиона, который представлял собой лестничные спуски, ведущие из бастиона в ров. Благодаря им осажденные могли перемещаться к фланку и вести огонь вдоль линии частокола. Посетить потайной ход не получится, зато даже сегодня можно "побывать" в шведской крепости и представить себе Ниеншанц и город Шлотбург во всей его красе. Для этого достаточно лишь приехать на свердловскую набережную и подойти к памятнику утраченной шведской крепости, установленной на том же самом месте.

Охтинский пороховые склады и плотина

Неподалеку от знакомых многим Александровских ворот в Красногвардейсоком районе над берегом Охты находится бывший пороховой склад. Представить себе его размеры сегодня достаточно сложно - остались лишь небольшие напоминания в виде загаженных кирпичных помещений, поросших густой травой. Зато отлично сохранилась плотина охтинского порохового завода, которую сегодня разукрасили граффити. Кстати, вниз по течению Охты можно обнаружить еще одно напоминание о заводе - дно запруды у бывшей пороховой крутильни укрепили самыми настоящими старинными жерновами пороховых мельниц. Так что даже в воде найдутся напоминания о былых временах.

Станция «Охта»

В 1889 году по инициативе барона Корфа началось строительство 36-километровой узкоколейки, по которой ходили поезда от Ириновки до Большой Охты. Естественно, на конечной была построена железнодорожная станция, которая, к слову, была достаточно большой и состояла из целого ряда построек - сам двухэтажный бревенчатый вокзал, здание дорожной администрации, паровозное депо, кабинет врача и мастерские. До сегодняшних дней до нас дошли разве что последние. Сама железная дорога проходила по Ириновскому пр., 5-й Жерновской ул., Рябовскому ш. к Ржевке. В 1895 году движение продлили аж до Невы, где расположили станцию Охта-Нева, а в 1914 году дорогу даже соединили с финляндской железной дорогой. На пути встречались деревянные полустанки, которые тоже не сохранились до сегодняшних дней. Станция исчезла вместе с дорогой. Произошло это аккурат после революции. Полная ликвидация движения пришлась на 1929 год. Пути разобрали, а на их месте проложили пути городского трамвая.

Уткина дача

У места слияния рек Оккервиль и Охты находятся чудом сохранившиеся остатки старинной усадьбы, которую именуют Уткина дача. В середине XVIII века хозяевами участка стала семья Марка Полторацкого - директора придворной Капеллы. Усадебный дом был построен в 1790-х годах по проекту Н. А. Львова. Служебный корпус - в 1820-1830-х годах, автор неизвестен. В 19 веке усадьба принадлежала княгине Шаховской (в замужестве Уткиной), а затем была дарована Человеколюбивому обществу. С 1936 года в здании разместились коммуналки, расселенные в 2010 году. С тех пор усадьба погибает.

Фото: Артем Урванцев, topspb.tv, wikimedia.org, gatchina3000.ru, spbforum.wordpress.com, photoprogulki.narod.ru, citywalls.ru

  •    16 542
avatar
Интересные маршруты