Обзоры

Надо знать: Палец императора на карте: почему на железной дороге Петербург — Москва появилась петля и куда она исчезла

Вы наверняка знаете старинную байку о том, что при проектировании путей император Николай I чертил прямую с помощью линейки и случайно обвёл свой палец, а подчинённые не посмели возразить и прямо так всё и построили — с изгибом. На деле же всё гораздо сложнее и интереснее: сначала дорогу сделали прямой из-за недальновидного и упрямого начальства, затем поняли, что это неудобно, и перестроили, а в XXI веке скоростные поезда внесли свои коррективы и «палец» навсегда исчез с карт.

Надо знать: Палец императора на карте: почему на железной дороге Петербург — Москва появилась петля и куда она исчезла

Открытая в 1851 году дорога была совершенно прямой, её строили практически по кратчайшему направлению. Позже выяснилось, что это была ошибка, обусловленная волей начальства «строить прямо» и отсутствием нормальных карт. Дело в том, что на одном из участков находился глубокий овраг, сразу после которого начинался подъём на Валдайскую возвышенность. Настолько крутой, что маломощные паровозы того времени не могли вытянуть наверх большие составы — их приходилось расцеплять и проводить частями, по 10-12 вагонов. Можно представить, насколько неудобно и затратно это было, к тому же даже по частям этот участок в 20 вёрст состав проходил только за два часа.

При спуске с возвышенности тоже возникали проблемы — из-за непозволительно большой скорости тормоза вагонов перегревались и теряли эффективность. Благодаря прямой дороге аварий удавалось избежать, однако впечатлительных пассажиров такой «вылет» очень пугал.

В 1876 году Кабинет Министров принял решение перестроить проблемный участок и снизить крутизну подъёма путём создания обхода. Задача была выполнена к 1881 году инженером Николаем Аполлоновичем Белелюбским. Путь от Петербурга до Москвы удлинился на 5 вёрст, однако время в пути сократилось. Так на картах и появился «палец», давший начало известной шутке про императора. Новую дорогу стали называть Веребьинским обходом.

Пуск скоростных поездов в XXI веке вновь всё изменил: из-за кривизны обходного участка составы теряли темп почти на 40%. При этом крутой склон перестал быть для инженеров проблемой: резервы тяги новых поездов позволяли легко справляться с подъёмом, да и тормоза стали более совершенными. В 2000 году было принято решение о восстановлении старой трассы по прямому направлению. Обход в форме пальца ликвидировали в 2001 году — на этом и закончилась почти 120-летняя история известной шутки.

Фото: Александр Фетисов

  •    5 820
avatar
Интересные обзоры