Обзоры

Приключения итальянцев в России: Цирк на Фонтанке представляет старинную династию Togni

«Ап! И тигры у ног моих сели», — мгновенно начинает играть в голове песня Боярского, стоит поглядеть на афишу программы в Цирке на Фонтанке. Усатых-полосатых привезли в Петербург земляки основателя петербургского цирка Гаэтано Чинизелли: итальянская компания Togni представляет публике и более экзотических представителей фауны — где вы ещё увидите, например, бокс с кенгуру? Это помимо головокружительных трюков гимнастов под куполом, чудес ловкости акробатов на шесте и качелях, завораживающего жонглёрского мастерства и уморительной клоунады, для которой не существует языковых барьеров. Fiesta посетила представление, которое идёт в этом сезоне, и поговорила с директором Цирка на Фонтанке Ильёй Анатольевичем Ляховым о том, как удалось привлечь публику во время карантина и как развеселить тех, кто в цирке не смеётся.

Приключения итальянцев в России: Цирк на Фонтанке представляет старинную династию Togni

Знаменитый на весь мир Цирк на Фонтанке наконец смог открыть двери для широкой публики этой весной — и видно, как публика истосковалась по зрелищу. В зале аншлаг, каждый шаг артистов — людей или животных — сопровождают «зрителей горячие хлопки», как пел Олег Попов. Коллега нашего великого клоуна, итальянец Коррадо — почтенный представитель династии Тоньи, ведущей профессиональную биографию с 1872 года. По всему миру выступает полторы сотни представителей фамилии — Коррадо привёз в Петербург свою супругу Сьюзан, с которой они вместе дрессируют слонов, а также похожего на римского легионера укротителя тигров Давио и его супругу-гимнастку Александру, взмывающую к куполу на собственных волосах.

Коррадо понимают без словаря даже те наши зрители, которых клоун приглашает на манеж для участия в очередном номере, — и надо видеть, с каким удовольствием взрослые уже люди инсценируют съёмку романтической комедии. В каждом из нас есть немного от артиста — получается «как Феллини», хвастает Коррадо к вящей радости старших зрителей. Детишки просто счастливы порезвиться на арене и заставить смеяться своих сверстников в зале. Когда же клоун выводит на сцену слоних, весь зал издаёт единый вздох изумления — две великанши приветственно трубят, с удивительной лёгкостью балансируют на тумбах. Их выход — единственный в мире комический номер со слонами.

Невероятные приключения итальянских слоних в России затянулись из-за пандемии: «Из запланированных ста представлений артисты Togni успели дать только 16 — и всё, мы закрылись, — рассказывает директор Цирка на Фонтанке Илья Ляхов. — Это было тяжело для компании в финансовом плане. Людям нужно платить заработную плату, артистам нужно продолжать репетировать, цирк продолжает жить и работать». А теперь представьте, сколько нужно потратить на содержание даже одного слона, если в день он потребляет более центнера еды: полсотни кило травы, 40 кг сена, по 25 кг веток и свёклы, по 20 кг веников, картофеля и моркови, по 10 кг бахчевых и капусты, 8,5 кг хлеба, 7 кг разных фруктов и ягод, по 6 кг отрубей и овса, 3 кг крупы, а также бобы, чай, дрожжи, соль, сахар и витаминно-минеральные добавки. Прорва! Но все затраты стоят того.

«Самое главное, что мы можем опять работать, показывать представления — это очень важно для всех, потому что животные реально грустили, — продолжает Илья Анатольевич. — Даже на первом представлении, которое мы сделали для медиков 14 февраля, я обратил внимание, наш бизон Атос на манеже как зайчик прыгал. Когда он вбежал на арену, увидел свет и зрителей, услышал аплодисменты, его не утащить было оттуда. Он скакал, скакал, скакал и скакал: наконец-то!»

Радостно скачут по манежу зебры и верблюды, тигры совершают прыжки и порой не на шутку огрызаются, заставляя публику ахнуть, а воинственный кенгуру готов отправить в нокаут дрессировщика на потеху зрителей. Во время карантина и животные, и люди, занятые в представлении, лишь изредка имели возможность показать публике себя, не видя при этом горящих зрительских глаз. Цирк устраивал онлайн-показы открытых репетиций, с покрытыми чехлами креслами, но эффект был, конечно, не тот. Ведь в цирке особую атмосферу создаёт даже запах, который не до конца подвластен новой системе вентиляции в здании на Фонтанке. Эта особая смесь ароматов стала основой для интересного проекта — квеста «Чем пахнет цирк», созданного совместно с Гильдией парфюмеров Санкт-Петербурга к одной из городских выставок.

Посетителям выставки предлагалось сопоставить цирковые образы с характерными запахами: талька, которым акробаты обрабатывают бинты, опилок, лошадей, пота артистов, металла цепей. Всего 13 запахов — по метражу циркового манежа. 13-й, запах цирка, вобравший в себя все остальные, оказался самым непростым для изготовления — зато самым запоминающимся: «Создатель инсталляции сказал, что этот аромат его теперь по жизни сопровождает как запах удачи: стоит пшикнуться запахом цирка — и всё проходит на ура», — комментирует Илья Ляхов.

На ура проходят выступления не только разнообразных зверей: когда акробат на шесте совершает свободное падение, весь зал как один ахает, но артист успевает схватиться за снаряд в самый последний момент перед, казалось бы, неминуемым падением на манеж. Не менее изумлённые возгласы сопровождают воздушное мастерство гимнастов и ловкие движения жонглёров из петербургской труппы. Но есть в цирке уголки, где публика не шумит, а с интересом погружается в историю цирка Чинизелли в первом и единственном в мире музее циркового искусства.

Там собрано 130 тысяч уникальных экспонатов самых разных времён — афиши, реквизит, костюмы и многое другое. Любопытно становится не только посетителям, но и гастролирующим артистам, которые могут вдруг обнаружить в музее на третьем этаже частицы собственной истории. «У нас работала программа братьев Гартнеров, дрессировщиков слонов в шестом поколении: придя в музей, они нашли рисунок своего пра-пра-пра-прадеда: изогнутая палочка, обтянутая кожей, для дрессировки слонов. Прыгали от счастья, что есть в нашем цирке такая память об их предке», — рассказывает Илья Анатольевич.

Имея за плечами солидную историю, цирк смело смотрит в будущее. Сейчас происходит процесс передачи здания блокадной подстанции, расположенной рядом, в ведомство Росгосцирка — там появится репетиционный манеж, которого сейчас не хватает, помещения для животных и даже бассейн для морских львов. В цирке надеются, что в город снова хлынут туристы — что удивительно, группы китайцев, например, приходят без детей, но веселятся они как детсадовцы. «У них глаза делаются как у европейцев при виде работы животных, они хлопают, скачут, веселятся. И это взрослые люди — мы хотим, чтобы наша публика так же приходила», — комментирует директор цирка и рассказывает историю про своего друга из силовых ведомств, который плакал от счастья и смеха на представлении Дэвида Ларибле, известного по фильму «11 друзей Оушена», и попросился на представление ещё раз. «А говорят, кто в армии служил, тот в цирке не смеётся!» — добродушно резюмирует Илья Анатольевич, который сам успел послужить родине в МЧС. Служба, как он говорит, привила ему желание всегда прийти на помощь.

Наша взрослая публика приходит в цирк, и не только с детьми: во время представления в зале можно заметить семейные пары, как молодые, так и в возрасте, которые с одинаковым энтузиазмом встречают артистов горящими глазами и провожают овациями. А это дорогого стоит.

Фото: Сергей Ермохин / Fiesta, Цирк на Фонтанке

Интересные обзоры