Обзоры

«Вся Ледяная дорога — это непрерывный самоотверженный риск». Как художник-солдат Симон Гельберг отправлял автомобили по Дороге жизни

22 января 1942 года, ровно 79 лет назад, по дороге через Ладожское озеро, которую назовут Дорогой жизни, эвакуировали первых ленинградцев. По этой же дороге, по льду Ладожского озера, в обратную сторону шли машины с хлебом. Сегодня предлагаем вспомнить Симона Гельберга – человека, который отвечал за Дорогу жизни: рассчитывал нагрузку на лёд и определял в зависимости от направления ветра и погоды количество и загруженность автомобилей, которые могут пройти по льду.

«Вся Ледяная дорога — это непрерывный самоотверженный риск». Как художник-солдат Симон Гельберг отправлял автомобили по Дороге жизни

Симон Гельберг родился в Днепропетровске в 1913 году, откуда приехал поступать в Академию художеств в Ленинграде. Он окончил архитектурный факультет с отличием и остался на нём преподавать. В 1941 году Симона Ароновича призвали — родине были нужны его инженерные знания. Он проработал на Дороге жизни с первого до последнего дня. 

Сперва художник-солдат служил заместителем начальника ледового участка пути, а позже лично отвечал за отправку людей и грузов через Ладожское озеро. Его главной задачей было точно рассчитать, какую нагрузку выдержит лёд, принимая во внимание толщину льда, толщину и плотность снежного покрова, силу и направление ветра.

«Всё-таки движение по льду — это особая научная проблема. Этот вопрос изучается сейчас кровью. Тут по управлению гуляет уже целый ряд терминов: усталость льда, упругость, крупность, раповистость. Динамические удары, температурные удары и т. д. Это всё херовина. Трещины образуются от того, что неустойчив температурный режим. Лёд под снегом — это одно, а полоса открытого льда, по которому идут машины, соприкасаясь с холодным воздухом и вследствие механических усилий, трескается. И, как правило, вдоль дороги трещины. Поперечные — от динамических усилий. Поэтому совсем оголять лёд нельзя. Покров укатанного снега должен быть. Из трещин пар идёт. Сделали сводную таблицу грузооборота по продуктам и валовую, и таблицу погоды и толщины льда.

В зависимости от толщины льда, покрова снега, осадков, видимости, температуры, ветров соответственно менялся грузооборот».

Симон Аронович вёл записи тщательно и регулярно: он записывал в свой дневник каждую мелочь, историю каждого человека, встреченного им на Дороге жизни. Его записи уникальны — это единственная история не из самого Ленинграда, а с Ледяного пути, документирующая жизнь этой артерии блокадного города. Дневник Гельберга наполнен глубоким анализом происходящего, размышлениями на личные и гражданские темы, описаниями военной действительности.

«Всякий приказ, всякое уставное положение корректируется и определяется практикой. Видимо, и приказ № 0120 по Ленфронту не оправдал себя в условиях Ледяной дороги. Все едут с огнями, полным светом фар. Водители — это «дорожные бандиты», головорезы. Им всё нипочём. Отчаянный народ. Шпарят через трещины, сугробы, ропаки в тревогу под бомбами на повышенной скорости до 60 км. Позавчера один из этих гангстеров не остановился на сигнал регулировщика, тот его ранил из винтовки. Но движение в запрещённой зоне продолжил и груз доставил. Но мог его и потерять. А за это отвечает и он, и регулировщик. Оба кормят Ленинград. Оба рискуют. Вообще, наше дело — рисковать. Но рисковать с умом, с толком, а не бессмысленно. Вся Ледяная дорога — это непрерывный самоотверженный риск. Мы рискуем ежечасно и придумываем отговорки, нас оправдывающие».

За подвиг художник награждён орденом Красной Звезды.

Работы Симона Ароновича Гельберга — его ладожские наброски, эскизы, чертежи и таблицы — наследники передали в музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда» в деревне Кобона. В 2015 году материалы увидели свет в формате альбома. Посмотреть альбом «Дорога жизни художника-солдата Симона Гельберга» можно в 3-й районной библиотеке Петроградской стороны и в двух филиалах библиотеки Маяковского: на Невском, 20 и на Литейном, 44.

Фото: lopuhsurepkin | livejournal.com | Алексей Мандик | Vk.com

  •    2 765
avatar
Интересные обзоры