Обзоры

Мечта 50-летней выдержки: житель Ленобласти построил личную железную дорогу

Павел Чилин, с детства мечтавший о железной дороге, смог самостоятельно построить ее на своем участке. Пути он прокладывал почти одиннадцать лет, а в этом году на них встал полноценный паровоз, который инженер сконструировал вместе со своим товарищем. Протяженность железнодорожного полотна составила около трети километра. Кроме того, на выходных по железной дороге курсирует пассажирский вагон, в котором могут покататься взрослые и дети.

Большая мечта о настоящей, а не игрушечной железной дороге зародилась 50 лет назад, когда Павел, будучи ребенком, отправился с родителями в Литву. На станции «Швенченеляй» он увидел небольшой железный паровоз, который шел по колее в два раза меньшей, чем привычные пути. Будущего инженера тогда очень удивило, что машинист, сбавив ход, сам выпрыгивал из кабины, переводил стрелки и запрыгивал обратно. «Но больше всего меня поразило то, что у него был один буфер, а не как обычно два. Потом я уговорил родителей съездить на детскую железную дорогу. Воспоминания о ней засели во мне», — рассказал «Петербургскому дневнику» Павел Чилин.

В детстве будущий инженер посещал музыкальную школу, где научился играть на гитаре и заинтересовался строением музыкальных инструментов. Больше всего его привлекал орган. А в годы студенчества петербуржец увлекся фотографией и исколесил всю страну, снимая разные железные дороги на «Зенит». В частности, его интересовала узкоколейка: ширина колеи на такой железной дороге гораздо меньше стандартной, строят их обычно для обслуживания промышленных предприятий и лесосек. Именно ее в будущем и построил Павел. «У меня была конкретная цель: посмотреть, как были устроены дороги в разных частях, в тупиках или вспомогательных линиях», — поделился инженер.

Диплом инженера Павел получил на механическом факультете ЛИАП, где он изучал приборы микромашин и летательных аппаратов. В 1981 году по распределению пошел работать на военно-морской завод и параллельно начал изучать устройство органа — самостоятельно, по книгам из библиотек.

К началу девяностых петербуржец покинул завод и обустроил небольшую органную мастерскую в хрущевке в Купчино. Несмотря на то, что орган не самый популярный инструмент, заказы поступали регулярно — больше в России достать инструмент было негде.

Приступить к осуществлению детской мечты Павел смог только в 2008 году, спустя почти десять лет после того, как они с женой переехали из Петербурга в поселок Ленинградской области и стали обладателями земельного участка. Сначала на заболоченном пространстве он провел серьезные подготовительные работы — где-то углубил, где-то подсыпал. А первые метры железнодорожного полотна Павел уложил одиннадцать лет назад, когда отвез жену в роддом. Так что железная дорога и сын инженера Валентин — практически ровесники.

Сейчас узкоколейка в треть километра начинается практически у порога дома Павла и огибает участок широкой дугой — по трем мостам над ручьями, мимо кустарников, даже с заходом в настоящее депо: десять стрелочных переводов, одно пересечение и три разворота. Ширина колеи — 300 миллиметров. И все это построено из подручных материалов.

Курсирует по железнодорожным путям самодельный паровоз. С его идеей к Павлу в 2011 году пришел слесарь локомотивного депо Сергей Терехов, с которым они познакомились на одном из форумов для строителей железных дорог. «Я тоже об этом думал, но для меня одного эта история была неподъемная. Были вагонетки, которые я развозил по железной дороге, но это довольно просто. Даже ребенок совершенно спокойно сможет везти на ней тонну. Мы даже точного чертежа паровоза не делали, а только эскиз: прикинули, что он будет небольшим, наподобие паровоза военных лет. Он не игрушечный, весит около 800 килограммов», – рассказал Павел Чилин. В итоге два друга начали не торопясь конструировать паровоз: сначала купили трубу, из которой удачно сконструировали котел, затем сделали паровую машину, раму, потом заказали колеса. Стоит также отметить, резали и варили в основном сами умельцы. На полную сборку паровоза ушло около восьми лет: в свой первый тест-драйв по участку она отправилась в конце сентября 2019 года.

Через некоторое время Павел построил своими руками и пассажирский вагон из расчёта на восемь взрослых или двенадцать детей-пассажиров. Теперь по выходным по железной дороге можно покататься, причём без ограничений по возрасту и времени.

За детищем, конечно, нужно ухаживать. «Наша дорога, как и любая другая, требует постоянного обслуживания. Приводятся в порядок пути, стрелочные переводы и подвижной состав. Заменяются сгнившие шпалы. Выравнивается путь, особенно после зимы. Паровоз постоянно проверяется, смазывается, чиститься от нагара и накипи», отметил Павел. Он добавил, что строит уже второй паровоз, поскольку первый планирует капитально отремонтировать и модернизировать. Но и это не всё: за несколько лет энтузиаст создал паровой катер и работает над пароходом. «Возможно, на следующий год будем спускать его на воду»,заключил он.

Фото: Марина Мамонтова / Fiesta

  •    5 694
avatar
Интересные обзоры