Обзоры

Надо знать: когда в России появились первые шлагбаумы

4 февраля 1720 года Петр Первый издал указ о сооружении в Петербурге шлагбаумов. С помощью этих дорожных преград боролись с разбойниками. Устанавливали их обычно в конце улиц и опускали на ночь. Поднять шлагбаум мог только ночной караул и только по веской причине: например, чтобы пропустить доктора, священника, посыльного или припозднившегося знатного горожанина. Чтобы миновать преграду, нужно было держать перед собой факел и громко сообщать о своих намерениях.

Надо знать: когда в России появились первые шлагбаумы

В России шлагбаум — нечто гораздо большее, чем обычное устройство, перекрывающее движение транспорта и пешеходов. Это символ. Он появился в России в период петровских преобразований и заменил привычные рогатки, которыми до этого было принято преграждать дорогу.

«Препоны» или «рогатки» — это допетровские аналоги шлагбаума. На Руси они появились в 1660-х годах у караульных постов. Внешне древнерусские устройства напоминали противотанковые ежи, собранные из толстых веток.

Само слово «шлагбаум» появилось в российском обиходе по воле Петра I в XVIII веке, с немецкого дословно оно переводится, как «упавшее дерево». А в феврале 1720 года на Руси появились первые шлагбаумы. Их цель, согласно царскому указу, заключалась в обеспечении правопорядка в ночное время.

Шлагбаумы устанавливали для борьбы с «лихими людьми», то есть разбойниками. Преграды обустраивали в конце улиц и опускали на ночь. Поднять шлагбаум мог только ночной караул и только по веской причине: например, чтобы пропустить доктора, священника, посыльного или припозднившегося знатного горожанина. Чтобы преодолеть заставу, нужно было держать перед собой факел и громко сообщать о своих намерениях. Караульные обязались иметь оружие. Кроме этого, они не могли спать на посту.

Открывали шлагбаумы только на рассвете, чтобы весь день они не мешали пешим и конным передвигаться. Такой способ охраны был менее надежным, чем глухие ворота, но с точки зрения затрат и экономии пространства более удобным.

Спустя время шлагбаумы стали не только помощниками в борьбе с преступностью, но и начали приносить доход. Теперь их устанавливали при выезде и въезде в город, на перегонах и собирали, так называемый, шоссейный сбор, доходы от которого шли на содержание и ремонт дорог.

В XIX веке шлагбаумы так прочно вошли в русский быт, что стали мелькать в литературе. Это бытовое приспособление, упоминается, например, в одном из стихотворений Пушкина:

Иль чума меня подцепит,

Иль мороз окостенит,

Иль шлагбаум в лоб мне влепит

Непроворный инвалид.

***

А в знаменитом стихотворении Александра Блока «Незнакомка» есть такая строфа:

И каждый вечер, за шлагбаумами,

Заламывая котелки,

Среди канав гуляют с дамами

Испытанные остряки.

***

Тогда шлагбаумы отделяли Петербург от пригорода и местность за ними считалась дачной.

В XX веке шлагбаумы в литературе стали своеобразной аллегорией препятствия. «Царственная дорога романа, вам казалось, вела к великолепнейшему дворцу: и вдруг ― на дороге шлагбаум в виде нравоучительных рассуждений: как бы ни были они глубоки, они — не искусство», — писал Андрей Белый в 1912 году.

С появлением железных дорог шлагбаумы стали устанавливать и у переездов —  этот образ, например, использовал в своей картине «Сцена у железной дороги» Василий Перов.

Сегодня полосатым шлагбаумом уже никого не удивишь, их устанавливают повсеместно — от дворов многоквартирных домов до государственных границ.

Интересные обзоры