Старинные камины и печи, которые можно увидеть в Петербурге
Камины и печи стали неотъемлемой частью петербургских домов ввиду холодного и сырого климата. Независимо от места, будь это парадная или дворец, отделка практически каждого из них является художественным произведением. В нашем материале мы постарались показать наиболее искусные и поражающие взгляд старинные предметы.

Дом страхового общества «Россия» (галерея «Росфото»)
Здание возводилось в 1905–1907 годах архитекторами А. А. Гимпелем и В. В. Ильяшевым. Первый этаж отвели под торговые помещения, в частности, до революции там находился музыкальный магазин «Я. Беккер. Рояли и пианино». На втором и третьем этажах расположились кабинеты самого страхового общества, а выше — жилые квартиры. Эффектный и фактурный вид зданию придало сочетание чёрного, красного и светлого серовато-розового камня. Специалисты отмечают необычную облицовку первого этажа, для которой использовали блоки красного гангутского гранита.
В интерьерах дома сохранилось большое количество керамических печей, выполненных на заводах России, Германии и Финляндии, и разноцветных полов с разнообразными рисунками. По преданию, украшения в парадной по мотивам различных времён года созданы при личном участии самого Николая Константиновича Рериха — русского художника и философа-мистика.
После революции 1917 года в здании размешались различные государственные учреждения, такие как Лендревбумтрест и Снабконтора. В данный момент здесь находится музейно-выставочный центр «Росфото».
Адрес
м. Адмиралтейская, Большая Морская, 35
Дворец великого князя Владимира Александровича

С 1920 года дворец стал называться Домом учёных. Здесь удалось сохранить в первозданном виде все интерьеры дворца, пышность убранств парадных залов, величественность великокняжеских кабинетов.
Одной из изюминок места считается Мавританский будуар, где расположен изысканный камин с восточным орнаментом и отделкой. Он выполнен из итальянского мрамора по проекту М. Месмахера в мастерской Е. Руджиа и С. Maдерни.
Кстати, ещё один камин можно встретить в Дубовом зале, интерьер которого сохранился практически без изменений. Стены столовой покрыты лепниной, искусно имитирующей резьбу по дубу, благодаря чему облик зала напоминает о традиционном национальном искусстве узорочного украшения деревенских изб. Яркий камин сразу приковывает внимание своими узорами и необычной отделкой.
Адрес
Дворцовая наб., 26
Меншиковский дворец

На Меншиковский дворец, который повсюду украшен делфтской керамикой, стоит обратить особое внимание.
Одна из печей находится в спальне Варвары Михайловны Арсеньевой, свояченицы Александра Меншикова. Изразцовая печь имеет ярусную форму, как и большинство дворцовых печей того времени. Но уникальность в том, что каждая отдельная плитка представляет собой целую картину, а изразцы объединяются в единую композицию рамками и образованными их углами розетками.
Адрес
Университетская наб., 15
Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных

В Аничковом дворце, в бывшем будуаре императрицы Марии Фёдоровны, сохранилась расписанная изразцовая печь.
Облицовка печи воспроизведена по эскизу М. Месмахера его учениками. Исходя из задумки автора, дымоход декорирован большим панно из изразцов, а в росписи преобладают античные мотивы.
Адрес
Невский, 39 / наб. реки Фонтанки, 37
Особняк Кельха (Дом юриста)

Здесь воедино слились ренессанс, готика и рококо, а внутреннее убранство поражает с первого взгляда: итальянский мрамор, изысканная лепнина, резное дерево, уникальные скульптуры, бронзовые канделябры, необычные витражи — и всё это в особняке Кельха.
Найдётся здесь и шикарный камин: он находится в Белом зале, выполнен из светло-серого итальянского мрамора, авторства Марии Львовны Диллон — первой женщины в России, окончившей Академию художеств по классу скульптуры. Бесподобный барельеф камина «Пробуждение весны» подчёркивает изысканность всей композиции.
Адрес
ул. Чайковского, 28
Детская библиотека истории и культуры Петербурга

Главная гордость Дома и самый известный майоликовый камин художника М. А. Врубеля — «Вольга и Микула Селянинович» — находится здесь.
Самый первый вариант камина по этому сюжету делали в Абрамцевской мастерской к Парижской выставке 1900 года М. А. Врубель и П. К. Ваулин. Камин получил на выставке золотую медаль. Тот самый первый экземпляр, по всей видимости, был продан, следы его теряются. А на камин в библиотеке часто приезжают посмотреть москвичи из разных музеев и сотрудники музея-заповедника «Абрамцево», где есть разборные панно по этому сюжету. Есть такое панно и в Русском музее. Но цветовая гамма, при общем сюжете, совершенно другая. У камина в доме Бажанова деталей в сюжете больше всего. Отличить многочисленные вариации можно по лицам птиц сирин. Они у всех разные. Это, скорее всего, одна из самых поздних работ Ваулина и изготовлена она не в Абрамцево, а здесь под Петербургом в его мастерской примерно в 1909 году.
Адрес
ул. Марата, 72
Дом мещанского общества

Кроме дворцов, можно встретить старинные камины и печи в изысканной керамической отделке и в обычных петербургских парадных.
Один из прекрасных экземпляров печей расположен в Доме мещанского общества, построенном на набережной Фонтанки в 1910 году по проекту архитектора Н. К. Прянишникова.
Парадную дома украшает изразцовая печь, отделка выполнена из тёмно-синих глазурованных керамических плиток, а фасад украшен декором в виде рельефного цветочного орнамента.
Адрес
Фонтанки наб., 86–88
Фото: Николай Никитин, https://ceramicadecor.ru, https://peterburg2.ru, http://www.citywalls.ru