Места

Форт Красная Горка

Переместимся на задворки красного Петрограда, узнаем, где располагалась одна из первых железнодорожных береговых батарей в Советах и как скорострельная пушка из Петербурга попала на московскую Поклонку, а напоследок прогуляемся по самому антуражному музею военной техники под открытым небом.

История Алексеевского форта, более известного как Красная Горка, расположенного на высоком береговом мысу, сплошь покрытом высокими соснами и берёзами, началась в 1907 году и развивалась весьма стремительно. От проекта до реализации логического продолжения Кронштадтской морской крепости, коим и являлся форт, прошло менее десяти лет — в 1916 году работы по возведению укреплений были полностью закончены и могучий форт был готов принимать военнослужащих.

Что касается названия, то форт называют Красная Горка по именованию посёлка, на территории которого и высятся укрепления. Однако исторически последний форт Российской империи именуют Алексеевским — в честь цесаревича Алексея, разумеется.

На защиту территорий к моменту Первой мировой здесь укомплектовали весьма внушительный гарнизон из около 5000 военнослужащих, среди них: 2000 артиллеристов, 2000 пехотинцев и более 500 военнослужащих других родов войск.

По вооружению Алексеевский мало чем отличался от соседнего Ино. В арсенале форта можно было заметить восемь гаубиц и столько же орудий системы «Бринка», полдюжины скорострельных пушек Канэ и прочего артиллерийского вооружения — в общем, форт был вооружён как следует и готов к войне. Но в конечном итоге в боевых действиях Первой мировой гарнизон и форт участия не принимали. Хотя всё-таки ущерб укреплениям был нанесён: дело в том, что в августе 1918 года взорвались пороховые погреба — поговаривают, в них ударила шальная молния, ну а по более изощрённой версии причиной взрыва был саботаж. Впрочем, сегодня достоверно установить причины уже невозможно.

Кстати, в том же 1918 году военный совет Балтийского флота решил заминировать Красную Горку, однако в последний момент приказ был отменён, в отличие от ситуации с соседним Ино: не желая передавать форт противнику, его взорвали по телеграфному кабелю, который протянули как раз таки с Красной Горки.

Во время Гражданской войны форт входил в систему оборонительных укреплений красного Петрограда. В 1919-м на Красной Горке вспыхнуло антибольшевистское восстание, которое достаточно быстро было подавлено, а в 1921-м залпы артиллерийских орудий были устремлены в сторону мятежного Кронштадта.

Затем последовала Зимняя война, в которой форт принимал активное участие, обстреливая финские укрепления линии Маннергейма. Также интересным фактом из советского периода форта стало переименование Красной Горки в форт Краснофлотский — естественно, название это не прижилось.

Стоит отметить, что на территории форта была возведена одна из первых в Советском Союзе железнодорожных береговых батарей.

По рельсам вокруг форта курсировали бронепоезда «Балтиец» и «За Родину!», а также два транспортёра с крупнокалиберными корабельными орудиями, которые пришлись очень кстати во времена Великой Отечественной: именно тогда форт смог в полной мере проявить свою боевую мощь, став частью обороны Ораниенбаумского плацдарма.

Говоря о корабельных орудиях, водружённых на железнодорожные транспортёры, стоит отметить, что с их помощью весьма успешно велись контрбатарейные баталии с немецкими дальнобойными батареями, обстреливавшими Ленинград.

После войны, вплоть до начала 1960-х, форт существовал как военная часть, которую впоследствии расформировали и разоружили. В середине 1970-х годов Красную Горку превратили в мемориал: здесь установили три орудия и два железнодорожных транспортёра — ТМ-3-12 и ТМ-1-180. Но это вовсе не означало, что вся территория была покинута войсками. Лишь в начале 1990-х форт окончательно превратился в музей под открытым небом, коим и является по сей день.

До сих пор непонятно, как одна из скорострельных пушек Канэ оказалась на Поклонной горе в Москве.

Сегодня взору посетителей предстают разнообразные напоминания о былой воинской славе наряду со слегка диссонирующей, но очень антуражной разрухой. На территории форта можно увидеть полуразрушенные постройки: от кирпичных бытовок до больших гаражей и офицерских зданий, украшенных знакомым каждому барельефом серпа и молота. Естественно, основной достопримечательностью являются хорошо сохранившиеся крупнокалиберные корабельные орудия, установленные на транспортёры. Однако не менее интересными покажутся и достаточно прозаичные и изрядно проржавевшие «зилки». Хотя стоит отметить, что коллекция мемориала могла быть куда внушительней: в 1999 году при окончательном выводе войск из Красной Горки брошенную крепость фактически разворовали по кускам. Например, одна из скорострельных пушек Канэ волшебным образом оказалась на Поклонной горе в Москве.

В любом случае, от посещения Красной Горки у гостей остаются только самые приятные впечатления. Ведь где ещё можно встретить столь великолепный и атмосферный музей под открытым небом. Тем более с 2007-го на форту организовали музей, и силами энтузиастов, в частности Александра Ивановичи Сенотрусова, он продолжает существовать по сей день. На форту регулярно проходят разнообразные реконструкции, а Александр Иванович увлечённо рассказывает гостя историю твердыни. Чтобы попасть к нему на экскурсию, следует следить за расписанием в группе.

Как добраться: электричкой с Балтийского вокзала до платформы 68-й километр. От платформы пешком до места три километра.

Фото: Николай Щеголев

  • 14 июля 2017
  •    2 183
avatar

автор материала Сергей Веселовский

Вы можете добавить события, которые будут в этом месте

Предложить событие
Места поблизости